Антикризисные продажи
Как продавать в кризис? Или что делать продавцу в кризис, санкции, общую разруху.
*Примечание к картинке см. в конце статьи.
В рынке В2В, и не только, сейчас говорят о спаде продаж. Действительно, в ряде секторов экономики это наблюдается и имеет место быть. Аж с 2008 года. Связывают это сейчас, конечно с санкциями. Также в кулуарных беседах блуждает призрак мирового экономического и финансового кризиса. Оставим специалистам возможность давать определения происходящему в экономике и строить прогнозы. Также, как топ-менеджменту компаний возможность определять ближайшие стратегии развития их бизнеса, и судьбу отделов.
Нас интересуют те, кто приносит деньги компании. Менеджеры по продажам. А они, как правило, испытывают давление. Со стороны руководства, что, в общем, является нормой. Со стороны клиентов. А ещё внутреннее давление в виде страхов срыва сделок, как следствие – плана. Дальше по цепочке лавиной идут мысли – недополучу бонус, а ещё кредит висит, за квартиру платить, могут уволить, и так далее… Всё это влияет на эмоциональный настрой продавца,- подавляет, чаще всего. А настроение напрямую влияет на поведение.
И продавец усиливает давление на клиента, лихорадочно перебирая способы убеждения и техники работы с возражениями (если владеет) в попытке продавить сделку. Или наоборот, всей душой поверив в кризис, и что клиенты сократили бюджеты и не планируют закупок,- опускают руки. И в лучшем случае делают ленивые и неубедительные попытки заключить сделку. Зачастую лишь с целью после очередного отказа сказать – «я же говорил,- кризис, ничего не получится».
И вот уже специалисты от маркетинга ищут идеи, как отстроится от конкурентов, а продавцы репетируют железобетонные логические аргументы о том, почему надо покупать именно их товар или услугу, и именно сейчас. Отрабатывают словесную эквилибристику, чтобы победить на поле логики и убедить несчастного клиента, что ему срочно надо подписать контракт. При этом реальные нужды и эмоциональное состояние клиента чаще всего игнорируются. План горит, начальство давит…
А продавец всегда транслирует своё эмоциональное состояние на покупателя. У покупателя же своих проблем хватает. Бюджет урезали, отделу грозит сокращение, слухи один страшней другого… Если продавец в негативном настроении, даже если при этом старается делать правильное лицо, или не слишком верит в возможность сделки – это передастся клиенту. А с таким настроением, как известно, слона не продать. Какие бы техники продавец не применял.
Мы не будем здесь рассматривать ситуации, когда клиент использует образ кризиса как рычаг для давления на поставщика с целью получить выгодные условия. В этих случаях как раз помогают техники работы с возражениями и навыки ведения переговоров, и это те навыки, которыми по идее владеет хороший продавец.
Продажа в первую очередь процесс, завязанный на эмоции. И только потом технологии.
Так что же делать продавцу, который в сотый раз слышит от клиентов примерно следующее: «У нас нет бюджетов, приходите в следующем году»; «Кризис, ваше предложение неактуально»; «У вас дорогой товар, конечные потребители не готовы покупать продукцию в премиум-сегменте»; «Мы бы рады посотрудничать, но директор не видит целесообразности на данный момент»… Вариаций, в зависимости от сферы продаж много, можно было бы продолжать. Что чаще всего делают продавцы написано выше, и попытки загнать клиента в логическую ловушку вряд ли принесут результат.
У клиента, если он не покупает, есть свои причины в которые он верит. И кризис, прежде всего, начинается в умах. И как бы клиент не объяснял причины отказа, часто в корне решения заморозить закупки лежит не логика, а эмоции. Чаще всего страх неопределённости, основанный на слухах о кризисе. И этот страх по цепочке парализует порой целые сегменты бизнеса.
Первое, что надо сделать менеджеру по продажам,- справиться со своими собственными эмоциями. Страхами, чувством вины за возможно сорванный план, и основанное на этом неудержимое желание обрушить на клиента весь арсенал техник, чтобы продавить сделку. Вместо этого услышать и понять, чего боится клиент. Продавцу в таких условиях приходится стать для клиента немножко личным психологом. Человеком, способным понять для себя истинные причины отказа, и разобраться в реалиях путей принятия решения. Посочувствовать клиенту. И перевести его внимание с обсуждения того, что всё плохо, в область хотя бы концептуальных размышлений, как оно могло бы быть хорошо. Совместно создать картинку, хотя бы на уровне фантазии о том, что можно было бы сделать, чтобы сотрудничество состоялось. Вывести из-под гипноза образа кризиса. Заразить его позитивом, и желанием попробовать хотя бы сделать шаг в этом направлении. С этого начинается путь к реальным контрактам. Проверено. И даже если у клиента реально нет бюджета, если он сразу не готов будет обсуждать конкретные шаги по направлению к сделке,- оставить у него позитивное впечатление от общения. Запомниться. И поддерживать общение, подогревая позитивные эмоции, и отслеживая момент появления возможности сотрудничества. Когда кризис, или страх кризиса отпустит – первый, к кому обратится клиент будет тот, с кем было эмоционально комфортно и интересно общаться, когда не было видимых материальных причин это делать. Как это делать на практике – можно научиться на моём тренинге.
Всегда – сначала эмоциональный настрой, и только потом речь, и техники. Важен эмоциональный посыл, а там и нужные слова найдутся, когда понимаешь принципы. Вспоминается вывеска у одной из придорожных кафешек на не слишком оживлённой дороге в Европе, которая читалась примерно так:
«Эй, парень, если ты проедешь мимо и не закажешь хотя бы яичницу, мы оба останемся голодными».
Я остановился.
Первый иероглиф 危 (вэй) выглядит не слишком оптимистично:
- “Опасность, опасное положение, опасная угроза; вред, беда; гибель, смерть”. Кризис может до добра не довести и закончится всё самым плохим образом – концом.
- “Наклон, обрыв, крутизна, круча; искривление, кривизна, высота”. Во время кризиса всё катится по наклонной вниз. До самого дна.
- “Находиться при смерти”. Если кризис не остановить, результат может быть необратим.
- “Прямой, честный”. Во время кризиса всё выходит наружу, всё становится таким, каким оно есть на самом деле.
Второй иероглиф 机 (цзи) имеет более широкое значение:
- “Момент, переломный момент, сущность события”. Именно это значение является главным в слове “кризис”. То есть здесь это нейтральное понятие. Таким образом кризис правильно переводится как “момент опасности”.
- “Начало (явления); предвестье, признак; корень, исходный момент; принцип”. Кризис – это всегда предвестник чего-то нового (даже если это конец).
- “Удобный случай; важный (подходящий) момент”. Это то самое общеизвестное значение этого иероглифа. Всё-таки, необходимо выделить, что это “важный момент”. А вот в хорошую или плохую сторону – зависит от наших действий во время кризиса.
- “Тайна, секрет”. Кризис это то, на что следует обращать внимание. Он это результат предыдущих действий и именно в нём зашифрованы ответы на все вопросы “почему” и “что дальше”.
- “Хитрость, ловкость, гибкость, находчивость; быстрота”.
Другое частое значение этого иероглифа – “машина; аппарат, механизм” и многие смежные “самолёт, спусковой механизм, капкан, ткацкий станок”. Это имеет отношение к пятому значению списка, механизм – это нечто ловкое и быстрое. Данный иероглиф встречается очень часто в промышленном Китае (не говоря уже об актуальности во время кризиса).\
Автор: Алексей Фортуна, сайт автора