Битва американо. “Макдональдс” против “Братьев Караваевых”.
Сегодня я сравнил стоимость, качество и количество кофе американо у двух крупных сетевых кафе – американского и русского. “Макдональдс” (они же позволят мне писать их название с мягким знаком?) и “Братья Караваевы”. Любопытно, что многие клиенты и официанты в обиходе называют этот кофе “американским”. “Дайте мне американский кофе” можно услышать даже чаще, чем “Дайте мне одно экспрессо”.
Но – к тесту. Практически по всем параметрам выиграл кофе от американцев. Он имеет более насыщенный вкус и аромат, он не обжигает губы, как кофе из российской кофейни, стоит на рубль дешевле (некоторые скажут, что это несущественное преимущество, но если его переформулировать в “каждый шестидесятый кофе вы получаете бесплатно”, то оно становится приятным бонусом для поклонников), а самое главное – его в 4 (!) раза больше. И хотя, на стаканчике написано 0,1L, судя по размеру там не меньше 200 грамм свежесваренной арабики. И этот кофе сертифицирован по независимому стандарту UTZ. Благодаря ему, вы можете точно узнать, где именно выращен именно тот сорт кофе, который вы сейчас пьёте, и не был ли нанесён при его культивации вред природе или людям. И при его продаже мне улыбнулись. И это была приятная улыбка.
Кофе, которое наливает чопорная дама в “Братьях Караваевых” на Покровке чуть-чуть выше половины кружки. Вообще, в “БК” продавцы улыбаются редко. Я за полчаса не наблюдал её ни у кого, ни разу – ни от кого из 4 работающих там человек. Даже обязательная фраза “хорошего дня” всегда говорится очень холодно, отчуждённо. Сотрудникам на тренинге донесли “что”, но не донесли “как”. В итоге получить значительно не долитую до краёв кружку и делать из неё первый глоток мне было неприятно. Возможно тем, кто привык пить эспрессо, ситуация с полупустыми кружками привычнее, но я фанат американо и поэтому я такое не люблю. У меня сразу складывается ощущение, что на мне сэкономили. Обманули. Продали мне “недопродукт”. Обделили.
Кстати, ещё одна реплика в сторону. В Германии, например, если бармен не долил пиво до края – вы получаете пиво бесплатно. Эстетика очень важна. Подача очень важна. Внешний вид еды и напитков – крайне важный параметр, который влияет на лояльность покупателей торговой марке. И это второй по важности показатель после качества продуктов. Подавать утром посетителям полупустые чашки – это довольно смелый шаг со стороны кафе, которые смело говорят посетителям: “У нас нет Wi-Fi!”. Логика, впрочем, понятно. Места в кафе мало, а блогеры, юзеры и бездельники с ноутбуками и планшетами только занимают драгоценные столики. Они почти ничего не едят, но зато сидят за пустым столиком полдня или до закрытия. И могут заказывать за день всего один кофе.
Кстати, по поводу сравнения кофе – есть ещё один фактор, по которому можно сравнить кофе. И это довольно спорный фактор. Американо в “Макдональдс” всегда подаётся в переносимой таре. Преимущество то или недостаток? Кто-то скажет, что предпочитают пить кофе из фарфора, потому что это красиво, эстетично, приятно. Что ж, с этим трудно спорить. Я тоже люблю пить кофе из толстых прямых чашек (в “Братьях Караваевых” чашки выпуклые – это дольше сохраняет кофе горячим, но пить из таких чашек неудобно. Другие же скажут, что по утрам любят мобильность и картон вполне подойдёт. Если пальцы защищены от ожога, вы можете пить кофе ровно с той скоростью, с какой хотите. В любой момент, вы может встать и вынести кофе с собой. В закрытой картонке его вполне можно донести до дома или офиса. Кофе в фарфоре останется недопитым в кафе. Вывод прост – кафе должно предлагать выбор – здесь или с собой. Утром большинство будет брать coffee-to-go, вечером – неторопливо попьют in-house. То есть, на месте.
Сухой остаток: если вы любите утром получить хорошую дозу, то есть, больше трёх глотков кофе – ваш путь лежит в “Мак”. Это хороший, крепкий, насыщенный кофе достаточно большого объёма и удобного формата. Если же вы предпочитаете фарфор и вам достаточно трёх-четырёх глотков – вы вполне можете себе позволить “Братьев Караваевых”. Но имейте ввиду, это особенно важно, если вы интеллигент, философ и эстет, что сахар вам всё равно будет подан не в красивой хрустальной сахарнице с серебряной ложечкой, а в одноразовых пакетиках, которые вы возьмёте из большой миски сами, потом размешаете его не серебряной ложечкой, а деревянной палочкой, а потом все эти пакетики с палочками, вместе с грязной чашкой, блюдцем и использованными салфетками, вам придётся отнести самостоятельно. У “Братьев…” принято самообслуживание. И стол тоже не забудьте немного протереть, чтобы другие не садились в свинарник.