История брендов. Toyota. 5 место в Fortune-500.

Началом истории компании Toyota можно считать 1933 год, когда в компании Toyoda Automatic Loom Works, изначально не имевшей отношения к автомобилям и занимавшейся текстильной промышленностью, открылся автомобильный департамент.

Открыл его старший сын владельца компании Сакити Тойоды (Sakichi Toyoda) Киитиро Тойода (Kiichiro Toyoda), впоследствии и приведший автомобильную марку Toyota к мировой известности. Начальным капиталом для разработки первых автомобилей стали деньги, вырученные при продаже патентных прав на прядильные машины английской компании Platt Brothers.

В 1935 году была завершена работа над первым пассажирским автомобилем, получившим название Model A1 (впоследствии AA), и первым грузовиком Model G1, а в 1936 году автомобиль Model AA был запущен в производство. Тогда же была произведена первая экспортная поставка — четыре грузовика G1 отправились в северный Китай.

Через год, в 1937 г., автомобильный департамент превратился в отдельную компанию, получившую название Toyota Motor Co., Ltd. Такова вкратце история довоенного развития компании Тойота.

После Второй Мировой войны, в 1947 году, началось производство ещё одной модели — Toyota Model SA, а в 1950 году, в условиях жесточайшего финансового кризиса, компания пережила первую и единственную забастовку своих рабочих.

В результате была пересмотрена корпоративная политика, отдел реализации выделился в отдельную компанию — Toyota Motor Sales Co., Ltd. Впрочем, для послевоенных годов, когда автомобильная промышленность Японии наравне с остальными отраслями переживала не самые лучшие времена, компания вышла из кризиса не с самыми большими потерями.

В начале 50-х годов Таити Оно (Taiichi Ohno) была задумана уникальная система управления производства («камбан»), позволяющая устранение всех видов потерь — материалов, времени, производственных мощностей. В 1962 году система получила своё воплощение на предприятиях группы Toyota и доказала свою эффективность, способствуя успеху компании.

В 1952 году умер создатель компании — Киитиро Тойода. К этому времени Toyota вступила в период начала расцвета. В 50-х годах проводились разработки собственных конструкций, обширные исследования, расширялся модельный ряд — появился внедорожник Land Cruiser, такая известная ныне модель, как Crown, а в США была основана компания Toyota Motor Sales, U.S.A., задачей которой был экспорт автомобилей Toyota на американский рынок.

Правда, первая попытка экспорта автомобилей Toyota на американский рынок окончилась неудачей — но впоследствии, сделав выводы и быстро справившись с новыми задачами, Toyota это исправила.

В 1961 году выпущена модель Toyota Publica — небольшой экономичный автомобиль, быстро ставший популярным. В 1962 году Toyota отметила выпуск миллионного за свою историю автомобиля. Шестидесятые годы стали периодом улучшения экономической ситуации в Японии и, как следствие, бурного роста продаж автомобилей. Активно развивается сеть дилеров Toyota за рубежом — в Южной Африке, в Европе и Азии.
Добилась успеха Toyota на рынке США — модель Corona, которую начали экспортировать туда в 1965 году, быстро получила широкое распространение и стала самым популярным на иностранном рынке японским автомобилем. В следующем, 1966 году, Toyota выпускает свой, пожалуй, самый массовый автомобиль — Corolla, производство которого с успехом продолжается и по сей день, а также заключает деловое соглашение с компанией Hino — ещё одним японским автопроизводителем. Такое же соглашение Toyota заключила ещё с одной фирмой — Daihatsu — в 1967 году.

1970-е годы ознаменовались строительством новых заводов и постоянными техническими усовершенствованиями агрегатов, а также «перекочёвыванием» новшеств с дорогостоящих моделей, куда их изначально устанавливали, на более дешёвые.

Начинается производство таких моделей, как Celica (1970), Sprinter, Carina, Tercel (1978), Mark II. Tercel стал первым переднеприводным японским автомобилем. В 1972 году с конвейера сходит 10-миллионный автомобиль Toyota. Преодолев энергетический кризис и финансовые трудности, введя режим жёсткой сырьевой экономии, разработав под давлением законодательства, касающегося загрязнения воздуха, эффективную выхлопную систему, укрепляя внутрикорпоративную политику, Toyota вступила в следующее десятилетие.

В начале 80-х годов, а точнее, в 1982 году компании Toyota Motor Co., Ltd. и Toyota Motor Sales Co., Ltd. сливаются в Toyota Motor Corporation. В это же время начинается выпуск модели Camry. К этому моменту Toyota окончательно утвердилась в роли крупнейшего автомобильного производителя Японии, занимающего третье место в мире по объёмам производства.

В 1983 году Toyota подписывает многолетнее соглашение с General Motors, а в следующем году начинается производство автомобилей на их совместном предприятии в США.

Тогда же была завершена первая очередь строительства собственного испытательного полигона Toyota — Сибецу, который был полностью завершён в 1988 году. В 1986 году перешагнут ещё один рубеж — выпущен уже 50-миллионный автомобиль марки Toyota. Появляются на свет новые модели — Corsa, Corolla II, 4Runner.

Одним из главных событий 80-х годов можно считать появление такой марки, как Lexus — подразделения Toyota, созданного для выхода на рынок автомобилей высокого класса. До этого Япония ассоциировалась с небольшими, экономичными, недорогими и демократичными автомобилями; а с появлением Lexus в секторе роскошных дорогих машин положение изменилось. Уже через год после основания Lexus, в 1989 году, были представлены и поступили в продажу такие модели, как Lexus LS400 и Lexus ES250.
1990 год ознаменовался открытием собственного дизайнерского центра — Tokyo Design Center. Что интересно, в октябре того же года открывается первая авторизованная сервисная станция в тогда ещё Советском Союзе. Toyota продолжает свою мировую экспансию — открываются филиалы во всё новых и новых странах мира и развиваются те, что уже были открыты.

Кроме этого, очень активно идут научно-технические исследования; открываются такие компании, как Toyota System Research Inc. (совместно с Fujitsu Ltd., 1990 год), Toyota Soft Engineering Inc. (совместно с Nihon Unisys, Ltd., 1991 год), Toyota System International Inc. (совместно с IBM Japan Ltd. и Toshiba Corp., 1991 год) и т.п. В 1992 году были опубликованы Toyota Guiding Principles — основные принципы работы корпорации, выражение корпоративной философии.

Тогда же вышла The Earth Charter («Хартия Земли») — как реакция на усиливающиеся экологические веяния в обществе. Экология оказала на развитие Toyota большое влияние; были разработаны планы и программы по защите окружающей среды, а в 1997 году была создана модель Prius, оснащённая гибридным двигателем (Toyota Hybrid System). Помимо Prius, гибридными двигателями были оснащены модели Coaster и RAV4.
Кроме того, в 90-е годы Toyota успела выпустить свой 70-миллионный автомобиль (1991 год), и 90-миллионный (1996), открыть в 1992 году Toyota Training Center во Владивостоке и заключить дилерские договоры с Audi и Volkswagen, в 1995 году подписать с Hino и Daihatsu соглашение о долевом распределении продукции и в том же году объявить о принятии нового глобального бизнес-плана, а также начать выпуск двигателей с системой изменения фаз газораспределения (VVT-i).

В 1996 году был открыт Toyota Training Center в Москве, и началось производство четырёхтактного бензинового двигателя с непосредственным впрыском топлива (D-4). В 1997 году, помимо Prius, было объявлено о запуске в производство модели Raum, а в 1998 — Avensis и нового поколения культового внедорожника Land Cruiser 100.

Тогда же Toyota приобрела контрольный пакет акций Daihatsu. В следующем, 1999 году, в Японии был выпущен 100-миллионный автомобиль Toyota. В 2000 году продажи модели Prius достигли 50 тысяч по всему миру, было запущено новое поколение RAV4, а в 2001 была продана 5-миллионная Camry в США. В июле прошлого года была основана компания Toyota Motor в России, в декабре продажи Prius увеличились до 80 тысяч.

На сегодняшний день Toyota — один из крупнейших мировых производителей автомобилей. Безусловно, она также является крупнейшим японским автопроизводителем, выпускающим более 5,5 миллионов машин в год, что примерно равно одной машине каждые шесть секунд. В группе Toyota — множество компаний, как автомобильных, так и занимающихся многими различными областями. В 2002 году Toyota вступила в новую сферу, приняв участие в автогонках Formula 1, правда историю компании серьезно омрачил кризис 2009 года. Например, хотя за 2007—2008 финансовый год, закончившийся 31 марта 2008 года, корпорация продала 9,37 млн автомобилей, а ее выручка за 2008 год составила более $204 млрд. долларов, из которых чистая прибыль составила более $4 млрд. долларов, в мае 2009 года компания отчиталась о завершении финансовый год с огромными убытками, чего не было с 1950 года.

В основе производственной системы компании Тойота применяются следующие принципы:
▪ Производство по системе “точно вовремя”;
▪ Минимальный объем запасов и эффективное использование ресурсов;
▪ Географическая концентрация линий сборки и изготовления комплектующих;.
▪ Создание хороших возможностей для осуществления коммуникаций, исключение потерь;
▪ Сигнализирование о потребности в деталях с помощью карточек kanban;
▪ Выравнивание производительности труда: быстрая настройка оборудования;
▪ Рационализация производственных процессов и изделий, стандартизация труда;
▪ Использование автоматических средств защиты от неумелого использования оборудования; обучение рабочих выполнению различных операций;
▪ Широкое внедрение субподрядных отношений;
▪ Выборочное использование автоматов;
▪ Непрерывный процесс внедрения усовершенствований (kaizeri);
▪ Организация групповой работы.

Хронология:
1918. Январь: Cакичи Тойода основывает фирму Toyota Spinning and Weaving Co., Ltd.
1926. Ноябрь: Начинает работу Toyoda Automatic Loom Works, Ltd.
1930. Создание Производственной системы Toyota (TPS): Киичиро Тойода вводит в работу принцип известный сегодня каждому менеджеру – just-in-time (точно вовремя).
1933. Сентябрь: В Toyoda Automatic Loom Works открывается Автомобильный департамент.
1935. Май: Начинает работу сборочный завод Kariya.
1936. Июнь: Открывается лаборатория Shibaura.
1937. Август: Основана компания Toyota Motor Co., Ltd. (TMC).
1950. Февраль: Представительство TMS открывается в Таиланде.
1951. Август: Toyota Crown стал первым японским легковым автомобилем, который экспортируется в США.
1952. Октябрь: В США основана компания Toyota Motor Sales, USA, Inc.
1953. Ежемесячно производится 10 000 автомобилей.
1954. Январь: Автомобили Toyota начинают производиться за пределами Японии, в Бразилии.
1955. Июль: Открыто представительство в Австралии.
1956. Август: Начинает работу завод Motomachi.
1957-1960. Развитие Производственной системы Toyota (TPS): Таичи Оно создает принцип “канбан” – Метод, который предусматривает производство и доставку изделий (деталей, компонентов) в точно заданные моменты времени, определенные технологическим процессом и установленной датой исполнения заказа. Принцип “Канбан” позволяет существенно уменьшить объем незавершенного производства и запасы материалов.
1961. Октябрь: В Великобритании основана компания Toyota GB.
1963. Ноябрь: Начинаются работы на заводе Kamigo (Япония).
1965. Ноябрь: Toyota получает Deming Prize – высшую японскую награду за качество.
1990. Апрель: Начинает работу совместная дилерская сеть с компанией Volkswagen/Audi.
1992. Октябрь: Начинается производство на новых предприятиях Toyota Motor Hokkaido и Toyota Motor Kyushu в Японии.
1994. Декабрь: Начинает работу завод Toyota Motor Manufacturing (UK) Ltd. в Великобритании.
1995. Март: В Аргентине начинает работу завод Toyota Argentina S.A. Zarate.
1996. Июль: В Китае начинает работу Tianjin Jinfeng Auto Parts Co. Ltd.
1997. Август: Основана компания Virtual Venture Company.
1998. Апрель: Завершено расширение дизайн-центра Tokyo Design Research & Laboratory.
1999. Сентябрь: Корпорация TMC выходит на Нью-йоркскую и Лондонскую фондовые биржи.
2000. Октябрь: В Японии произведен 100-миллионный автомобиль Toyota.
2000. Май: В Европе открывается дизайн-центр Toyota Europe Design Development S.A.R.L.
2001. Создание команды Toyota Panasonic Racing Team
2001. Март: Продажи Camry в США составили 5 000 000 единиц.
2001. Декабрь: Институт Toyota открывает свои двери
2002. Январь: Toyota и PSA Peugeot Citroen подписали соглашение о производстве малолитражных автомобилей в Чехии.
2002. Февраль: Toyota Motor Manufacturing Turkey Inc. (TMMT) начала экспортировать автомобили в Европу.
2002. Апрель: ООО “Тойота Мотор” начало свое функционирование на территории России.
2003. Представление Toyota Avensis нового поколения.
2004. Начало производства Corolla Verso в Турции.
2004. Представление новой Toyota Corolla – одной из самых продаваемых моделей в мире.
2005. Учреждение 000 “Тойота Мотор Мануфэкчуринг Россия” – завода по производству автомобилей Toyota.
2007. Открытие завода 000 “Тойота Мотор Мануфэкчуринг Россия”, начало производства автомобиля Toyota Camry в России.
2008. Открытие многофункционального комплекса компании Тойота в России.