Новейший инструмент продаж: iBeacon
В пятницу 254 розничных магазина Apple в США были оснащены датчиками iBeacon. Напомню, что технология работает c использованием энергоэффективного Bluetooth LE и доставляет различного рода информацию и уведомления на любой iPhone новее 4s, основываясь на точном его местоположении в пределах небольшой территории. Очевидцы говорят, что пока не всё гладко, тем не менее у потребителей была возможность апробировать действие технологии на себе. Вместе с этим стало легче понять, каким образом и где iBeacon может найти применение.
Давайте вспомним, что же такое – этот загадочный “бекон”.
В июле 2013 года, во время WWDC Apple потихонечку анонсировала очень интересную технологию, одну из наиболее характерных, непонятных и видимо поэтому немного недооценённых. Крейг Федериги, старший вице-президент Apple по разработке программного обеспечения, ни разу не упомянул об этой функции во время своих докладов на сцене, сама Apple и по сей день не раскрывает никаких подробностей, только один слайд презентации iOS 7 даёт нам понять, что технология iBeacons существует и включена в перечень нововведений в последней операционной системе для мобильных устройств производства Apple, Inc. Да, и вот ещё: эта технология вполне себе может похоронить NFC.
Что такое iBeacon?
Используя Bluetooth Low Energy (BLE, также известный как Bluetooth 4.0 и Bluetooth SMART), технология iBeacons даёт возможность видеть так называемые «маячки» или «маркеры» на некоторой дистанции от iPhone, а приложения могут получать от них различного рода информацию. Чтобы было понятнее, попробую объяснить принцип работы на примере.
Предположим, вы заходите со своим iPhone 5s (в нём функция iBeacons точно поддерживается) в торговый центр. Вы попадаете в зону действия iBeacon’ов именно этого торгового центра, «маячки» разбросаны по всей площади и по всем торговым помещениям. С помощью беспроводной технологии BLE и соответствующего приложения ваш iPhone может провести вас, как покупателя, по определённому маршруту, показать места, где находятся вещи со скидками, специальными предложениями и распродажами, теоретически, даже передать вам купоны на скидку прямо в Passbook, а при наличии соответствующей поддержки, дать возможность оплатить счёт. И для этого совершенно не обязательно прикладывать свой телефон к считывающему устройству.
Почему iBeacon может «похоронить» NFC?
Протокол передачи данных iBeacons, согласно спецификации BLE, работает на расстояниях до 50 метров (а это, на минуточку, 2500 квадратных метров), таким образом, если взять за среднее значение в 15–16 тысяч квадратных метров для усреднённого торгового помещения, для покрытия всей площади потребуется всего 6 или 7 маячков.
Уже сейчас компания Estimote принимает предварительные заказы на такие «маяки». Предлагается купить 3 штуки всего за 99 долларов. Если учитывать рекомендации компании, что лучше всего iBeacon работает на расстоянии до 10 метров, затраты на оснащение «маячками» взятого нами усреднённого торгового помещения составят около 5000 долларов. Если попробовать оснастить товар метками NFC (10 центов за одну метку), то для 10 000 товаров ценник составит 1000 долларов, для 100 000 товаров — 10 000 долларов и так далее. Не факт, что каждый товар требуется оснащать меткой NFC, но порядок суммы затрат можно оценить. А теперь представьте себе какой-нибудь «Ашан» или «Метро», при том, что метки NFC работают только в непосредственной близости (теоретически радиус действия до 20, а фактически — только 4 сантиметра). Более того, не нужно забывать, что ваше устройство должно быть оснащено чипом с NFC. Далеко не у всех устройств есть поддержка NFC, а Bluetooth есть практически в каждом современном смартфоне.
Интересно, не правда ли? «Маячки» iBeacon способны работать до двух лет от одной батарейки, передавать, принимать и соответствующим образом обрабатывать данные, учитывать расстояние до клиентского устройства. К тому же, стены и стекло не помеха для распространения таких сигналов. Учитывая, что сигнал со спутников GPS в помещении фактически недоступен, технологии iBeacons в перспективе дают поистине безграничные возможности по построению интерактивных навигационных карт, взаимодействующих с клиентом или потребителем в реальном времени.
Вот вам ещё один живой и наглядный пример — экскурсия по музею с участием iBeacon. Ищете картину или экспонат, видите маршрут и следуете по нему, подходите к картине, а ваш iPhone уже получил всю информацию, историческую справку, всякие интересные факты и рекомендует вам проследовать дальше в соответствии с составленным гидами музея маршрутом, учитывая лично ваши предпочтения и пожелания. Мне очень понравилось определение таким взаимодействиям, его я случайно увидел, собирая для вас информацию об iBeacons — «интернет вещей». Мне кажется, такое определение как нельзя более точно отображает смысл и будущее подобных технологий. Наступают интересные времена, и главное для нас с вами — не пропустить ничего важного.
Не стоит полагать, что iBeacon будут только в магазинах «водить покупателей за ручку». Как и предполагалось, применение таких датчиков будет куда как обширнее. Вот 10 примеров, где наработки и реализация технологии iBeacon могли бы пригодиться. Главное, не забыть свой смартфон дома…
Музеи и выставки. А ещё зоопарки, аквапарки, галереи искусств и прочие места, где нужно ходить с места на место и читать подписи к тому, на что вы смотрите. iBeacon способен превратить этот процесс в удовольствие, значительно упростив задачи экскурсовода и даже полностью заменив их в будущем.
Больницы и поликлиники. Тут всё понятно: подходя к кабинету, можно узнать информацию о специалисте, получить краткую информацию о нём, узнать часы работы, свободное время для записи, примерное время ожидания в очереди и прочие тонкости, связанные с работой врача. Навигация по 10-этажному зданию больницы на смартфоне тоже была бы очень кстати. Также упростилась бы работа медицинского персонала — запрограммированный датчик iBeacon вполне себе может содержать историю болезни, амбулаторную карту, список медикаментозных назначений больного и прочее. Лечащему врачу стоит только подойти к кровати пациента и посмотреть в смартфон.
Конференции и собрания. Незаменимая вещь на таких мероприятиях: карта выставочных секций с оптимальными маршрутами, расписание семинаров и пресс-конференций, информация об участнике в удобном виде.
Помещения для совещаний и конференц-залы. Логичное продолжение предыдущего пункта: также удобно получать информацию об участниках, найти своё место в зале, увидеть дополнительную информацию о докладчике или самом докладе.
Кофейни, бары, рестораны. Очевидное решение применения iBeacon — виртуальное меню с дополнительной информацией о блюде (количество калорий, жиров, углеводов), рекомендации по выбору напитков к нему. Более того, легко включить подробности об используемых продуктах, откуда они и каким способом приготовлены. Также ничто не мешает включить в список доступной информации справку о самом ресторане, его истории, знаменитостях, посещавших его в то или иное время.
Отели и курорты. Кажется, будто маячки iBeacon специально созданы для таких мест. Нельзя не отметить перспективу удобства «чек-ин» и «чек-аут» в отеле с помощью этой технологии, возможность выбора «точек интереса» для отдыха и экскурсий, виртуальные консьержи, доступные отовсюду.
Автосалоны и прокат автомобилей. Наверняка многие из вас знают, как непросто найти арендованный автомобиль на стоянке возле аэропорта. iBeacon вполне по силам справиться с такой задачей, направив вас в нужное место с припаркованным авто. В качестве продолжения предложенного в магазинах Apple применения, покупателю будет куда удобнее узнать о цене и комплектации конкретного автомобиля в шоу-руме автосалона, просто подойдя к нему и посмотрев в свой гаджет.
Митинги и демонстрации. Вот тут есть где развернуться — оперативно знакомить собравшихся с изменениями в программе выступления ораторов, транслировать информацию из социальных сетей, сообщать обо всяческих инцидентах и просто организовывать потоки людей, показывать места нахождения карет скорой помощи, в конце концов.
Помощь людям с нарушением зрения. iOS оснащена возможностями, помогающими слабовидящим общаться со своим устройством, такие как преобразование текста в речь, распознавание голоса и голосовых команд, встроенное в Siri, поддержка дисплеев Брайля с помощью Bluetooth. iBeacon может участвовать в процессе, помогая слабовидящим ориентироваться на местности, предоставляя подробную информацию о местонахождении и о том, что окружает.
Учебные учреждения. Пользу использования iBeacon в школах и университетах трудно переоценить: любая информация для студентов и учащихся в доступной форме, с необходимыми подробностями. Это может быть расписание занятий и изменения в нём, важные объявления, меню в университетской столовой. И попробуйте сказать, что вы забыли расписание!
Слухи о том, что Apple собирается запустить технологию iBeacon в Apple Store, ходили еще с июня этого года, однако до сих пор сроки ее реализации оставались неизвестными. Тем не менее вчера информационное агентство Associated Press сообщило, что система уже работает во всех 254 американских розничных магазинах корпорации. Об этом свидетельствует обновление официального приложения Apple Store для iOS, в котором появилась поддержка iBeacon.
Новая система будет полезна не только клиентам Apple Store, но и самой компании. С помощью iBeacon Apple сможет завлекать покупателей в свои магазины с другого конца торгового центра, анализировать поведение пользователей и даже справиться с очередями в часы, когда поток клиентов достигает своего максимума. Все это позволит значительно повысить уровень обслуживания в розничных магазинах, хотя и сейчас он вызывает претензии лишь у самых капризных покупателей.
Как это работает?
Сначала Apple устанавливает в своих магазинах порядка 20 специальных датчиков, с которыми будет связываться ваш смартфон или планшет. Затем они автоматически обнаруживают iPhone и iPad при попадании гаджетов в зону досягаемости и начинают присылать на устройства различную информацию вроде цен, скидок и других событий, происходящих в данный момент в Apple Store. Иными словами, iBeacon сделает все для того, чтобы покупатель не прошел мимо магазина корпорации.
Для подробного ознакомления с технологией в приложении имеется специальный раздел, где описан принцип работы iBeacon и некоторые типы оповещений, которые будет получать покупатель розничного магазина. Среди них уведомления о проводимых акциях, информация о конкретном продукте, быстрое получение онлайн-заказов и многое другое.
Стоит отметить, что технология работает только на устройствах с установленной iOS 7 и поддерживающих беспроводную технологию Bluetooth 4.0, которая, в свою очередь, и является тем самым связующим «звеном» между датчиком и iOS-гаджетом. Это iPhone 4s и новее, iPad третьего поколения и новее, iPad mini и iPad mini с дисплеем Retina, а также iPod Touch пятого поколения.
Месяц назад одной из первых систему iBeacon запустила крупная американская торговая сеть Macy’s, размеры магазинов которой в десятки раз больше Apple Store. Пока неизвестно, насколько эффективной оказалась данная технология, но можно с уверенностью предположить, что в дальнейшем ее возьмут на вооружение и другие розничные сети. В России iBeacon, скорее всего, появится еще нескоро. Очень жаль, ведь ее потенциал действительно впечатляет.
Подводя итог, отмечу, что технология iBeacon даёт невероятные возможности для получения информации в общественных местах, там, где нам что-то неизвестно или непонятно, делая незнакомые объекты и вещи привычными, дают почувствовать себя «как дома». iBeacon способен предоставлять информацию в более удобном виде, чем привычный бумажный путеводитель или рекламный проспект, экономя нам силы и время. Будущее совсем рядом: то тут, то там появляются новости о внедрении маячков iBeacon в том или ином месте. Думаю, скоро посмотреть на экран смартфона, чтобы быстренько сориентироваться в торговом центре, составить оптимальный маршрут по магазинам с распродажами, будет таким же привычным и понятным делом, как купить билет в метро.
Источник: AppleInsider.ru