Рыба, которая не хотела плавать.

Загадка не только на логику, но и на неординарность мышления. Основа взята из потрясающей книги Дмитрия Чернышева “Как люди думают”, которую я всем активно рекомендую. Я лишь ее несколько “опродажил” и добавил немного художественности. Просьба тем, кто читал книгу, не подсказывать. Первое время, правильные ответы буду как всегда стирать или скринить, чтобы другим было, о чем подумать.

Два японских продавца работали в небольшой компании, которая занималась ловлей рыбы. Несколько лет они поставляли рыбу в японские рестораны, но дела шли, мягко говоря, не очень. Огромное количество таких же парней, как они сами, занимались тем же. И что бы ты ни говорил владельцем ресторанов, что твоя рыба лучше, большее и свежее, ты не мог сказать ничего такого, чего бы им не говорили все остальные. Их небольшая лодка уже начала ржаветь, а бизнес все не увеличивался. И тогда они всерьез задумались. Или надо находить новую идею, или закрываться. Именно так обычно стоит вопрос в небольших компаниях, которые исчерпали первоначальные запасы денежных средств.

Они стали думать так. Что бы мы ни делали – остальные будут делать то же самое. Нам нужно найти рынок сбыта, где нужна наша рыба, но где другие японские рыбаки не работают. В их городе в те времена проходила международная продовольственная ярмарка. Был выходной, делать было нечего и они решили сходить, посмотреть, что там нового в мире. Благо погода позволяла, а вход был бесплатный.

Прогуливаясь по выставке и попутно обсуждая различные идеи, друзья наткнулись на стенд большой международной корпорации, которая владела широкой сетью ресторанов в Европе и Америке. На стенде был и Главный Директор по закупкам. Они разговорились и выяснилось, что корпорация испытывает серьезный дефицит свежей рыбы – понятно, что речь шла о тех видах рыбы и морепродуктов, которые водились в водах японских морей. Идея пришла мгновенно! Они тут же пообещали поставлять столько свежей рыбы, сколько потребуется.

Для краткости опустим детали, как они его убеждали и какие доводы приводили в пример, чтобы он выбрал их. Да, многое пришлось приврать – и про большой арсенал судов, и про современное оборудование, логистику, профессиональных рыбаков и системы проверки качества улова. Как бы там ни было, но они получили небольшой контракт на несколько поставок. Это был настоящий прорыв! Теперь осталось только использовать этот единственный шанс!

Они подписали контракт, напились как водится, потом пошли в банк, взяли кредит и купили огромную трансатлантическую баржу. Загрузили рыбу. Повезли. Вся рыба сдохла. Это было неожиданностью и потерями. Потому что рыбы было много и время на ее вылавливание тоже было угрохано много. Вернулись в порт и стали разбираться. Рыба была отсортирована по видам и хранилась в огромных контейнерах с морской водой. У нее было достаточно кислорода и корма, чтобы спокойно доплыть до Парижа, Лондона и Нью-Йорка в живом виде. Но рыба не захотела жить. Все проверили, попробовали еще раз поплавать вокруг Хоккайдо – тот же самый эффект. В неволе рыба дохнет.

Продавцы наняли ученого-океанолога, который долго лазил по их барже, по контейнерам, брал анализы воды, взрезал трупы мертвых и живых рыб, дымил колбами, смешивал растворы и в итоге вынес свой вердикт – рыбы будут дохнуть, если не будут двигаться. Как только их запирают в контейнеры – они перестают плавать и дохнут. Хм. Неожиданно. Бизнесмены начали экспериментировать. Они оснастили контейнеры огромными винтами, которые постоянно крутились и тащили рыб по кругу. Это не помогло. Рыбу крутило, болтало, возило мордой по стенкам, но она все равно дохла. Ей сделали окошки, чтобы она не думала, что она в контейнере, ей сделали сложные формы контейнеров, по которым можно было плавать сутками, ее стали лучше кормить и снабжали ее светом и теплом в правильных пропорциях. Но рыба дохла. Когда все методы были перепробованы продавцам стало казаться, что рыба дохнет из принципа. У них опустились руки.

Они пустились на чудовищные эксперименты. Они встраивали вибрирующие моторы, пускали в воду электрический ток, переливали их из одного контейнера в другой, но все оказалось бесполезно. Как только рыбу вылавливали из океана и помещали в контейнеры – она дохла. Их контракт накрывался медным тазом. Они перепробовали все способы, опросили всех, до кого дотянулись руки, но решения не было. В один из таких вечеров, они уныло сидели в ресторане и пили пиво. В баре было шумно и накурено. Играла музыка, кто-то танцевал, кто-то играл на игровых автоматах, слышался треск бильярдных шаров. Кто-то горлопанил футбольные речевки перед телевизором, по которому шел футбол, у барной стойки крутились полуобнаженные девицы, ищущие компанию на вечер.

В голове каждого из них крутился один и тот же вопрос. “Как довести живую рыбу до Европы?” – думал один. “Как заставить ее плавать?” – думал другой. Они думали, думали, думали. Должен же был быть выход. Не может быть, чтобы его не было. Он должен найтись. Бизнес не должен остановиться из-за какой-то ерунды. Что же? Как же? Внезапно шум в баре усилился. То ли забили гол, то ли очередной тост. В дальнем конце бара началось движение, они обернулись. Вроде ничего необычного, но…

И тут я умолкаю, потому что в этом и есть вопрос. Вернее ответ на вопрос. И теперь вы скажите, как они смогли довести живую рыбу до Европы? Что они сделали?

P.S. А бар и то, что там происходило, тут, в общем-то, не при чем. Просто иногда ответ на сложный вопрос может придти с неожиданной стороны.