Закат технологии Flash (Thoughts on Flash)
Длящийся уже довольно долго скандал по поводу отсутствия поддержки технологии Flash в продуктах Apple перешел в свою активную стадию. Adobe обратилась в Федеральную Комиссию по торговле и Министерство юстиции США, обвинив Apple в монополизации рынка. Этот резкий ход Adobe, который уже переводит отношения двух компаний в открытое противостояние, однако не встретил ожидаемой поддержки. Более того, даже вечный конкурент Apple – компания Microsoft, продвигающая на рынке собственный стандарт Silverlight, назвала технологию Flash «злом». В качестве ответа на демарш Adobe и для того, чтобы обнулить все слухи и домыслы по поводу неподдержки Flash, Стив Джобс, создатель и идейный вдохновитель Apple, опубликовал на американском сайте компании письмо, озаглавленное Thoughts on Flash.
В Америке обвинение в монополизации рынка – дело серьезное. По оценке экспертов, война, развязанная между крупнейшими мировыми брендами, может привести к разным последствиям – и отказу Adobe в будущем портировать свои продукты на платформу Apple, и следование совету, который Стив Джобс дает в конце своего письма, и создание нового поколения продуктов Flash, который сможет запускаться на мобильных платформах и устройствах с сенсорными экранами. Сказать что-либо серьезное на этом этапе довольно сложно, но страсти накаляются с каждым днем. Выпустив iPad, которому многие прочат новый стандарт компьютерных устройств, Apple сделала серьезную попытку разбудить несколько подзаснувшее веб-сообщество. Многие крупные компании кинулись срочно переделывать свои сайты, чтобы поддерживать вебсерфинг, осуществляемый с устройств, обладающих сенсорным интерфейсом и тут же столкнулись с проблемой, о которой разработчики трубят уже год – отказываться ли от поддержки Flash или нет?
Пока на российском сайте это письмо так и не появилась, а страсти накаляются, мне показалось, что многим читателям будет интересно узнать официальную точку зрения Apple, так сказать, «из первых рук». Ниже я публикую полный перевод открытого письма главы Apple.
THOUGHTS ON FLASH
Apple имеет долгую историю взаимоотношений с Adobe. Фактически, мы встречались с основателями Adobe, когда они были еще в своем пресловутом гараже. Apple был их первым большим клиентом, мы адаптировали их язык Postscript для нашего нового принтера Laserwriter. Apple инвестировала в Adobe и владела приблизительно 20% этой компании много лет. Обе компании вели совместные разработки первой настольной издательской системы, было много и других хороших проектов. С тех золотых времен, компании сильно отдалились друг от друга и стали развиваться самостоятельно – каждая в свою сторону. Apple прошла огонь, воду и медные трубы, Adobe потонула на корпоративном рынке со своим «Акробатом». Сегодня обе компании продолжают сотрудничать, обслуживая общих клиентов, занимающихся творчеством – пользователи Mac приобретают приблизительно половину всех купленных у Adobe продуктов серии Creative Suite. Но кроме этого у нас есть еще открытые вопросы, которые назрела необходимость закрыть.
Мне бы хотелось кратко обозначить некоторые из наших мыслей по поводу технологии Flash компании Adobe для того, чтобы наши пользователи и критики могли лучше понять, почему мы не внедряем Flash на iPhone, iPod и iPad. В Adobe считают, что наше решение продиктовано прежде всего бизнесом – они говорят, что мы хотим защитить наш магазин Приложений App Store – но в действительности это решение основано на проблемах технологического характера. Adobe утверждает, что мы – закрытая система, и технология Flash открыта, но на самом деле все обстоит с точностью до наоборот. Позвольте мне объяснять.
Первое. Про открытость.
Серия продуктов Flash является на 100%-ой собственностью компании Adobe. Flash доступен только от Adobe, и только у Adobe есть власть над тем, куда и как он будет расширяться в будущем, сколько он будет стоить, как продаваться и т.д. Даже с учетом того, что продукты Flash от Adobe широко доступны, это еще не означает, что они открыты, особенно на фоне того, что они полностью контролируются Adobe и доступны только от одного поставщика – Adobe. С какой бы стороны на это не взглянуть – Flash – это закрытая система.
Apple также имеет много собственных продуктов. И хотя операционная система для iPhone, iPod и iPad является нашей собственностью, мы абсолютно уверены, что все стандарты, имеющие отношение к сети, должны быть открытыми. Вместо того, чтобы использовать Flash, Apple использует HTML5, CSS и JavaScript – все эти стандарты – открытые. Именно благодаря этим открытым стандартам все мобильные устройства Apple обладают высокой производительностью и низким энергопотреблением. HTML5, новый стандарт сети, который был принят Apple, Google и многими другими компаниями, позволяет разработчикам веб-страниц создавать передовую графику, печатать книги, встраивать анимацию и использовать управляющие элементы, не полагаясь на какие-либо расширения для браузера от третьей стороны (каким является Flash). HTML5 полностью открыт и его развитие управляется Комитетом по стандартам, членом которого является Apple.
Apple сама создает открытые стандарты для сети. Например, Apple начала с маленького open-source проекта и создало WebKit, полностью открытый движок для рендеринга графики, работающий на HTML5, и являющийся сердцем браузера Safari, который работает на всех наших устройствах. Сейчас WebKit широко распространен. Google использует его для браузера Android, Palm использует его, Nokia использует его, и RIM (владелец бренда Blackberry) объявила, что они тоже будут использовать его. Почти все браузеры в смартфонах, не считая браузера от Microsoft, используют WebKit. Сделав WebKit открытым, Apple установила стандарт для мобильных web-браузеров.
Второе. Про «full web».
Adobe неоднократно повторяет, что мобильные устройства Apple не могут получить полноценный доступ к сети (как они это называют «full web»), потому что 75% сетевого видео работает на Flash. При этом они забывают упомянуть, что почти все это видео также имеется в более современном формате H.264, в котором оно доступно всем владельцам iPhone, iPod и iPad. YouTube, которому принадлежит приблизительно 40% сетевого контента в сети, блистательно отображается в приложении, встроенном во все мобильные устройства Apple, особенно хорошо это видно на iPad, предлагающем наилучшие возможности для изучения и просмотра видео от YouTube за все время работы этого сервиса. Добавьте к этому видео от Vimeo, Netflix, Facebook, ABC, CBS, CNN, MSNBC, Fox News, ESPN, NPR, Time, The New York Times, The Wall Street Journal, Sports Illustrated, People, National Geographic и много, много других каналов. Владельцы iPhone, iPod и iPad не так уж сильно обделены видео.
Другое утверждение Adobe состоит в том, что владельцы гаджетов от Apple не могут играть во Flash игры. Это верно. К счастью, у них есть более 50 000 игр и развлекательных программ (тайтлов) в нашем Магазине приложений App Store, многие из которых бесплатны. Для владельцев iPhone, iPod и iPad доступно больше игр и развлекательных программ, чем какой-либо любой программной платформы в мире.
Третье. Про надежность, безопасность и производительность.
Компания Symantec недавно обращала всеобщее внимание на то, что технология Flash завоевала один из худших рекордов с точки зрения безопасности в 2009 году. Кроме этого, нам также известно на собственном опыте, что Flash – это первая причина, из-за которой «падают» наши Маки. Мы пытались работать с Adobe, чтобы устранить эти проблемы, но они уже много лет упорно их игнорируют. Мы не хотим уменьшать надежность и безопасность наших телефонов, плееров и планшетных компьютеров, добавляя в них поддержку Flash.
В добавление к вышесказанному, Flash не очень подходит для мобильных устройств. Проводя исследования, мы просили в рабочем порядке, чтобы Adobe показал нам Flash, который бы хорошо работал на мобильном устройстве, на любом мобильном устройстве, мы просим это уже в течение нескольких лет. Мы этого так никогда и не увидели. Adobe публично заявила, что Flash будет портирована на смартфоны в начале 2009 года, потом – во второй половине 2009 года, потом – в первой половине 2010 года, сейчас они говорят про вторую половину 2010 года. Мы думаем, что в конечном счете у них это получится, но мы рады, что решили этого не ждать, затаив дыхание. Кто знает, как это будет работать?
Четвертое. Про длительность работы.
Чтобы максимально продлить время работы аккумулятора, проигрывая видео, мобильные устройства должны декодировать видео на аппаратном уровне; декодирование видео с помощью программного обеспечения предполагает слишком большие затраты энергии. Многий чипы, встроенные в современные мобильные устройства, содержат декодер называемый H.264 – это индустриальный стандарт, который используется в каждом Blu-ray приводе и который принят Apple, Google (на YouTube), Vimeo, Netflix и многими другими компаниями.
Хотя Flash недавно добавила поддержку H.264, тем не менее, для просмотра видео на почти всех вебсайтах, использующих технологию Flash, в настоящее время требуется декодер предыдущего поколения, который не встроен в чипы для мобильных устройств и, соответственно, должен запускаться, используя только программное обеспечение. Разница поразительна: на iPhone, например, видео H.264 может проигрываться в течение 10 часов, в то время как видео, декодированное на программном уровне, полностью истощает батарею менее, чем за 5 часов.
Когда сайты перекодируют свои видео, используя H.264, они смогут полностью отказаться от технологии Flash. Это видео будет безупречно проигрываться в браузерах, наподобие Safari от Apple или Chrome от Google, без каких-либо плагинов, и отлично проигрываться такими устройствами, как iPhone, iPod и iPad.
Пятое. Про интерфейс.
Технология Flash была разработана для PC, использующих мышь, не для сенсорных экранов, использующих пальцы. Например, много вебсайтов, работающих на Flash, используют ролловеры, всплывающие меню и другие элементы, которые реагируют на наведение (но не клик) мыши на определенную область экрана. Революционный интерфейс мультитач, разработанный Apple, не использует мышь и в нем нет концепции ролловинга. Большинство Flash-сайтов должно быть переписано для того, чтобы их могли просматривать пользователи, использующие устройства с сенсорными экранами. Если разработчики в любом случае вынуждены переделать свои Flash-сайты, почему бы им не использовать современные технологии, такие как HTML5, CSS и JavaScript?
Даже если бы Flash запускался на iPhone, iPod and iPad, это не решило бы проблемы, так как большинство сайтов на Flash должно быть переписано, чтобы поддерживать устройства с сенсорными экранами.
Шестая, наиболее важная причина.
Помимо того факта, что Flash – закрытая и проприетарная (являющаяся чьей-то собственностью) технология, имеющая серьезные технические недостатки и не поддерживающая устройства с сенсорными экранами, есть одна, еще более важная причина, вследствие которой мы не можем осуществить ее поддержку на наших устройствах. Мы обсудили недостатки использования Flash для проигрывания видео и интерактивного содержания веб-сайтов, но кроме этого Adobe хочет, чтобы разработчики использовали технологию Flash, чтобы создавать приложения, которые запускались бы на наших мобильных устройствах.
Из нашего печального опыта мы знаем, что наличие третьего слоя программного обеспечения, который появляется между платформой и разработчиками, в конечном счете приводит к появлению нестандартных приложений и препятствует расширению и развитию платформы. Если разработчики оказываются в зависимости от программных библиотек и инструментария третьей стороны, они смогут использовать новые возможности и особенности платформы, только если и только когда третья сторона их поддержит и включит их в инструментарий разработчика. Мы не можем позволить себе быть зависимыми от третьей стороны, решающей, что и когда она поддержит и сделает доступным для использования нашими разработчиками.
Ситуация усугубляется еще в большей степени, если третья сторона разрабатывает кросс-платформенные средства программирования. Эта третья сторона может отвергнуть какие-либо возможности одной из этих платформ только по той причине, что они не будут доступны на других платформах. Следовательно, разработчики получают доступ к разработке набора опций с наименьшим общим знаменателем, то есть функциям, работающим одинаково на всех платформах. Опять же – мы не можем принять политику, благодаря которой разработчики оказываются отрезаны от внедрения наших инноваций и расширений только потому, что они не доступны на платформах наших конкурентов.
Flash – это кроссплатформенное средство разработки. Целью Adobe не является помощь разработчикам в написании лучших приложений для iPhone, iPod и iPad. Ее цель – помочь разработчикам писать кроссплатформенные приложения. И Adobe мучительно долго адаптирует свои продукты для платформы Apple. Например, хотя операционная система Mac OS X отгружается в течение почти 10 лет, Adobe полностью адоптировал свои продукты под нее только две недели назад (Сocoa), когда они начали отгружать свой набор CS5. Adobe была последней из крупных разработчиков, которые полностью портировали свои продукты под Mac OS X.
Наша мотивация проста – мы хотим предоставить самую продвинутую и инновационную платформу для наших разработчиков, и мы хотим, чтобы они уверенно опирались на эту платформу и создавали лучшие приложения, которые когда-либо видел мир. Мы хотим непрерывно улучшать эту платформу для того, чтобы разработчики смогли создавать еще более удивительные, мощные, развлекающие и полезные приложения. В выигрыше все – мы продаем больше устройств, потому что у нас есть лучшие приложения, разработчики достигают все более и более широкой аудитории и непрерывно расширяют свою клиентскую базу, пользователи постоянно наслаждаются самым широким выбором лучших приложений на разных платформах.
Заключение.
Flash была создана в эру PC – для настольных персональных компьютеров, управляемых мышью. Flash – успешный бизнес для Adobe и мы понимаем, почему они хотят продвинуть его за пределы PC. Но мобильная эра – это эра низкого энергопотребления, сенсорных интерфейсов и открытых веб стандартов – во всех этих сферах Flash терпит неудачу.
Лавина информационных служб, предлагающих свое содержание для мобильных устройств Apple, демонстрирует, что для того, чтобы смотреть видеофильм или получить доступ к любому виду контента в сети – во Flash больше нет необходимости. И 200 000 приложений в Магазине приложений Apple App Store доказывают, что Flash не нужен десяткам тысяч разработчиков, чтобы создавать насыщенные графикой приложения, включая игры.
Новые открытые стандарты, созданные в мобильную эру, такие как HTML5, победят на мобильных устройствах (как и на PC). Возможно Adobe следует больше сфокусироваться на создании хороших инструментов для HTML5, ради своего будущего, чем на критике Apple за то, что она оставила позади прошлое.
Стив Джобс
Апрель, 2010 г.
Прочитать комментарии и продолжить обсуждение этой заметки можно на сайте российской деловой сети РБ – https://www.rb.ru/blog/microft/showentry=1238727