Страна советов.

Страна советовБизнес – часть нашей жизни, поэтому в нем все двигается по тем же законам, что и в реальной жизни. Бизнес родился у людей, двигают его люди, люди – его основная движущая сила. И поэтому не выглядит абсурдным утверждение, что в нем не может быть чего-то такого, чего нет в обычной человеческой жизни.

Люди встречаются (продавцы и клиенты), люди влюбляются (становятся партнерами), женятся (слияния и поглощения). Люди рождаются (создаются новые бизнесы), умирают (компании банкротятся), разводятся (бизнесы диверсифицируются), рожают детей (создают “дочек”), убивают друг друга (рейдерство), спасают друг друга (дотации, благотворительность) и вместе идут к светлому будущему (альянсы и партнерские программы).

Отцовское и материнское воспитание в бизнесе названо коучингом, школьное обучение – менторством, а передача опыта товарищами во дворе – наставничеством. Все, что есть в жизни, есть и в бизнесе. Просто что-то появилось давно, а что-то – совсем недавно. Это и понятно – жизнь существует миллионы лет, а бизнес – все еще робкий подросток, возраст которого еле-еле перевалил за 100 лет. Многое ему внове, а еще большее – и вовсе недоступно.

Если увлечься этой метафорой – можно поиграть в игру, цель которой – выявление того, что в жизни есть, но в бизнесе аналогов не имеет. Взять хотя бы такую простую и незатейливую вещь, как любовь. В жизни она есть – чистая, беззаветная, т.е. не требующая ничего взамен. А в бизнесе ее нет. В бизнесе ее заменяет некий эрзац-аналог. Да, это деньги. Деньги, которые трудно назвать “чистыми” и которые всегда требуют что-то взамен.

Или вот еще интересная вещь – амбиции. В бизнесе – это лидерство, а в жизни – просто назойливое желание помочь всем вокруг себя с помощью добрых, но крайне желательных к исполнению советов. За относительно короткий период времени несколько раз подряд, люди, возраст или амбиции которых несколько превышали мои, вдруг, начинали мне передавать свой поучительный опыт чуть ли не в насильственной форме. Чтобы я знал “как надо” и “как правильно”.

Наверное, любой из вас встречал людей, склонных к завышенной самооценке. Мы все не раз разговаривали с собеседниками, которые при первом удобном случае начинали давать советы на тему, как вам лучше вести себя в той или иной ситуации, как строить бизнес, как вести дела, как относиться к коллегам по бизнесу, к “этой стране” и к продавщице колбасной лавки на углу. При выражении удивления или недоумения по поводу этих советов, в большинстве случаев, встречная реакция обычно содержит “веские” аргументы из серии “ты сначала поживи с мое, сынок…”, “молодой, да ранний” и т.д.

Например, одна женщина, считающаяся себя высококвалифицированным специалистом в области HR, подошла ко мне на ИТ-конференции и начала свой просветительский спич с фразы: “Михаил, Вы же умный человек, поймите…”. Выслушав ее, я высказался в том смысле, что не факт, что если человек работает с людьми 30 лет – он является хорошим специалистом по человеческим отношениям и что с моей точки зрения “голый стаж” не может быть веским аргументом. На это она обиделась и, усмотрев в моих словах юношеское желание поперечить старшим, посетовала о том, что когда я дорасту – пойму, о чем речь. Задумавшись о том, что же вызвало негативную реакцию с ее стороны – содержание или форма, я пришел к выводу, что и то, и другое.

Буквально через день я стал невольным свидетелем еще одного разговора, в котором один бизнесмен поучал своего младшего коллегу, который с моей точки зрения был на голову выше первого, наставительно излагая ему, почему “нельзя” вот так-то, а “надо” тако-то. А потом еще пару случаев, и еще, и т.д.

Никто не спорит с тем старших нужно уважать, но почему нам с детства навязывают мысль, что чем старше человек, тем он “правее”? У Островского, Толстого и других классиков во многих пьесах упоминается “старинные порядки”, “древние устои”, “закон чтить”, “старших почитать” и т.д. Но обратите внимание, что раньше, когда один человек говорил “Я прихожу домой вечером, а она меня пилит”, другой говорил “Эка беда…” или “Несчастный ты человек!”, то теперь, на ту же фразу обычно говорят “Да брось ты ее!” (врежь, ответь и т.д.). Любая даже самая незначительная мысль вызывает у многих единственную реакцию – дать совет. Неужели это единственная форма помощи, которая осталась в нашем арсенале? У многих это даже стало привычкой.

Если вы скажете другу “Я планирую развивать бизнес вот так-то, туда-то и таким вот образом” – что вы услышите в ответ? Чаще всего вы услышите не “Молодец, правильно!”, а “Зря ты это затеял, рынок неперспективный, ты лучше вкладывайся в … вот это сейчас рулит!”. А если человек старше тебя, он обязательно добавит “сынок” и похлопает тебя по плечу.

Любопытно, откуда это в нас взялось? Мы очень редко просим совета, но очень часто его получаем. Так часто, что не замечаем, что с нами так разговаривают почти все. Что часто нам приходится оправдываться за свои действия перед кем-то. Что мы вынуждены соглашаться, когда не хотим. Что не вешаем трубку, когда нам хочется закончить разговор. Что улыбаемся, когда человек нам неприятен. Откуда это взялось в нас? Неужели это в нас заложено природой?

Человеческие амбиции – вещь сложная. Когда мы даем советы, мы подразумеваем, что знаем или умеем что-то лучше, чем другие. Что у нас более долгий опыт и эффективнее экспертиза. Но откуда мы это знаем? Что дает нам такую уверенность? Мы же не спрашиваем, не сравниваем. Мы не видим результаты, но изначально мы уверены, что мы лучше. Может из-за страха? Чтобы никто не догадался, что мы ничего не знаем? Чтобы не подумали, что мы – слабаки?

Одной девушке я иронично заметил, что, возможно, у нас “Страна советов”, потому что в нашей стране очень любят давать советы, на что она, подумав, ответила: “Каждый человек на свете хочет участия, хочет высказаться и хочет чтобы его выслушали. Но в России, видимо, все хотят, чтобы их считали умными”.

Зачем нам дают советы, когда мы об этом не просим?

Прочитать комментарии и продолжить обсуждение этой заметки можно на сайте российской деловой сети РБ – https://www.rb.ru/blog/microft/showentry=1046834