Хотим ли мы слышать правду?

Хотим ли мы слышать правдуВ одной компании, где мы несколько месяцев назад делали проект, я невольно стал свидетелем сцены, в которой начальник спорил со своим сотрудником на тему, работает ли новая схема мотивации. Сотрудник утверждал, что с новой схемой он полностью демотивирован и работать “за копейки” отказывается, начальник же на это ответствовал, что план более, чем реальный, и при его выполнении сотрудник получит хорошие деньги. Спор длился около двадцати минут, но не выиграл никто. Оба расстались весьма разочарованные друг другом, и мне показалось, что сотрудник пошел вешать в интернете свое резюме.
Эти и многие другие подобные случаи дают повод задуматься не только о взаимодействии с подчиненными, но и о критике вообще.
Наверное, самую конструктивную критику мы получаем от двух категорий наших коллег. Первые – которые нас не боятся, вторые – которые желают нам добра. Первые готовы изложить нам свое мнение, независимо от того, хотим ли мы этого или нет, не оглядываясь на обстановку, подходящее время или присутствие других людей. Они готовы сообщить нам о том, что они думают о нас, о нашем подходе, политике, о нашей схеме мотивации, о том, что и как мы делаем. Некоторые из них иногда могут даже упомянуть наших родственников. Нелицеприятная форма, в которой чаще всего все это излагается, всегда являлась эффективным инструментом воздействия некоторых психотипов и, думаю, мы не раз еще встретим их на своем жизненном пути. В большинстве случаев этим людям что-то от нас нужно и они таким образом пытаются изменить расстановку сил. Вторые (друзья или доброжелатели) стараются в осторожных выражениях объяснить опасности и риски, подстерегающие нас в ближайшем будущем, но они, чаще всего, доходят лишь до стадии, когда наша температура начинает подбираться к точке кипения, после чего спешно ретируются, чтобы не подвергать неоправданному риску Ваши отношения.
Но давайте попробуем разобраться, что же происходит на самом деле.
Как показывает практика, мы не очень (поставьте эти два слова в любом порядке) любим правду. Мы еще готовы с ней мириться, когда она нам нравится, но как только эта прекрасная дама превращается в уродливую и опасную старуху, мы придумываем миллион причин, чтобы избежать ее, не слышать, не видеть и не знать о ее существовании. Вспомните – наверняка у Вас перед глазами есть примеры, когда начальник (или – о, Боже! – это были Вы сами) гнобил своего подчиненного за то, что тот высказал несогласие с “политикой партии”. Другой пример – критика “горизонтального” коллеги, который не является нашим начальником или подчиненным. Кто и когда сказал начальнику соседнего отдела “спасибо” за то, что тот сообщил, что именно плохо в нашем ведомстве? Первое, что хочется ответить на такую “помощь”, это стандартное: “Да ты на себя посмотри, вон у тебя самого люди ни хрена не делают!”. В лучшем случае (то есть, если менеджер имеет два и более MBA плюс опыт в управлении не меньше десяти лет), менеджер улыбнется и скажет с едким сарказмом: “Спасибо большое, Петр Семенович, я обязательно учту Ваши ценные советы”, а мысленно добавит еще то самое “знание российской специфики”, которое с недавних пор стало обязательным требованием к дорогим экспатам и приравненных к ним долго жившим на западе нашим эмбиэйщикам. Амброз Бирс однажды заметил, что “совет – это самая мелкая монета из всех, что имеются в обращении”. Но сегодня мы вынуждены признать, что в наше время российский бизнес пристрастился к более крупной валюте и мелочь берет с неохотой.
В итоге, что мы имеем на выходе? С одной стороны, когда нас критикуют друзья – мы благодушно объясняем им, в чем они не правы и что именно они не учли, несмотря на то, что, по большому счету, мы должны быть им благодарны за то, что они, во-первых, неравнодушны, а во-вторых, тратят на нас свое время. С другой стороны, когда на сцену выходят непрошенные советчики, которые еще не разу не пили с нами водку, “но уже лезут с советами” – мы, при первых словах критики с их стороны, ощериваемся жерлами всех своих орудий. И самое странное, что мы, в большинстве случаев, принимаем здоровую критику не как бесценную обратную связь, а как обвинение на свой счет. Если нам говорят, что у нас проблемы с управлением, за этим мы слышим “ты – дурак, глупец и ничтожество”. И обижаемся. И рявкаем в ответ. И раздражаемся. А жаль.
Думаю, что большинство из Вас согласятся с тем, что и те, и другие объективно приносят нам большую пользу, но первых мы не слышим, вторых – не слушаем. Иными словами, это несложное уравнение приводит нас к грустному итогу – критика нам не нужна ни в какой форме и ни от кого.
Что же делать? У меня, конечно, есть какой-то примитивный ответ, но, думаю, после всего сказанного выше, наверное, любые советы будут лишними. Могу лишь сделать несколько предположений. Наверное, чтобы не раздражаться, а быть благодарным за любую, пусть даже не самую приятную обратную связь, нам не достаточно “дорасти” до крупного поста – желательно достичь еще какого-то уровня мудрости и принятия жизни. И допустить, что мы можем ошибаться. И допустить, что советы бывают дельными. И попробовать услышать хотя бы некоторые из них и научиться быть благодарными за них.
И быть благодарными не только нашим друзьям, но и врагам.

Прочитать комментарии и продолжить обсуждение этой заметки можно на сайте российской деловой сети РБ – https://www.rb.ru/blog/microft/showentry=497847