10 основных принципов работы с внешним бизнес-консультантом

  1. Консультант работает по договору и именно договор является его приоритетом. Личные просьбы могут учитываться, но исполняться будут только в случае, если они не противоречат договору, принципам или желанию Консультанта. Все дополнительные «хотелки» нужно включать в новые приложения к договору.
  2. Консультант не является некой силой, которая «придёт и всё сделает». Проект принадлежит Заказчику и именно ему принадлежит вся полнота ответственности и все результаты проекта. Консультант (или команда консультантов) привлекаются на проект в качестве носителя знаний и опыта, используя которые Заказчик выполняет проект.
  3. Консультант не должен заставлять сотрудников Заказчика выполнять его просьбы, ходить по компании, «пинать» всех и просить ответить на его письма, выполнять обязательства или исполнять часть договора. Всё это обязанности Куратора.
  4. Наличие на проекте Куратора (“Project sponsor”) является обязательным условием. Куратор проекта – сотрудник, наделённый необходимой полнотой ответственности за успешное выполнение проекта и несёт полную ответственность за его результаты. Консультант является его помощником и правой рукой, но не наоборот.
  5. Куратор должен быть сильно замотивирован на успешное выполнение проекта. Он должен понимать, что он делает, зачем это ему, как идёт проект и что он получит в случае его успеха. Если Куратор не очень хочет делать проект – проект будет провальным. Задача мотивации Куратора – важнейшая задача Заказчика и инициаторов проекта.
  6. В случае, если Заказчик делает всё вяло, медленно, никак не реагируя на запросы Консультанта, в процессе работы не проявляет инициативу и делает только то, что ему говорит Консультант – всё это говорит о наличии одной из следующих причин:
    1. Проект был нужен номинально, реально в нём нужды нет.
    2. Проект был нужен в момент запуска, но по дороге обстоятельства изменились.
    3. Проект был нужен только одному человеку (например, собственнику), на всех остальных уровнях проект не был «продан» сотрудников и его выполнение является для них обузой.
    4. Заказчик неправильно понял роли Консультанта и Куратора.
    5. Куратор очень занят и проект не является для него приоритетом.
    6. Куратор не обладает достаточнойно мотивацией для реализации проекта.
    7. Куратор не обладает достаточными полномочиями, чтобы вести вперёд проект на всех уровнях и давать задания другим сотрудникам.
    8. Куратор не является достаточно влиятельным лицом, чтобы сотрудники относились к его просьбам с должным вниманием.
    9. Куратору не нравится личность, квалификация или методы Консультанта, поэтому он не хочет ему помогать.
  7. Ожидания Заказчика от проекта должны быть главным образом направлены на Куратора, а не на Консультанта. Например, если целями проекта является повышение продаж, то план этого проекта, методы достижения, распределение функций, ресурсов, управление и контроль – всё это должен делать Куратор и именно с него нужно спрашивать результаты. Консультант является его помощником, а не наоборот.
  8. Если Заказчик ждёт, что Консультант – это волшебник, который придёт и всё сделает за него (например, поднимет продажи) – это ошибочное и опасное заблуждение, а также неправильное понимание взаимодействия сторон. Консультант предоставляет Заказчику (в лице Куратора) свои знания и опыт, помогает составить документы, прописать функции, участвует в собраниях, но он не является главным действующим лицом проекта. Он – помощник, но центральное действующее лицо.
  9. Если в процессе проекта что-то идёт не так – наиболее разумное поведение – это собрать всех заинтересованных лиц на собрание и обсудить текущие результаты. Можно обменяться мыслями о том, что идёт правильно, а что – не так. Что – нравится, что – нет. Если успешные результаты проекта более важны, чем попытки «найти виноватого», то проект можно сделать успешным в любой стадии и завершить его с очень хорошими результатами.
  10. Важно понимать, что каждый Консультант работает на основе своего опыта, экспертной позиции и понимания «лучшего результата». Он, разумеется, делает всё, чтобы его позиция совпадала с позицией Заказчика. Но Консультант не является слугой, которого нанимают, чтобы он делал то, что ему говорят. Он – ещё одна (довольно важная) голова в проекте. Однако, проект делается не на основе только его идей, опыта и мнения, а на основе опыта и видения всех участников проекта. И поэтому успешные проекты те, в которых все стороны занимали на протяжении проекта активную позицию и брали ответственность за результат на себя.

Обговаривайте все эти детали до проекта, а не в процессе и тогда каждый ваш проект будет успешным.