История брендов. Ford. 10 место в Fortune-500.

ФордПродолжаем публикации о историях наиболее интересных компаний из списка Fortune-500. Компания, которая сегодня известна всему миру, была основана Генри Фордом в 1903 году и по мысли своего создателя сразу предназначалась для выпуска массового дешевого автомобиля. Компания разместилась в здании небольшой фабрики, прежде выпускавшей кареты. Первым созданием Форд стала «бензиновая коляска» с приводом от двигателя 8 л.с., получившая название «Модель А». Автомобиль был описан как «наиболее совершенная машина на рынке, которую в состоянии водить даже 15-летний мальчик».

В течение последующих пяти лет Генри Форд руководил общим развитием и программой производства. За это время было перебрано 19 букв алфавита — от модели «А» до модели «S». Часть этих моделей были экспериментальными и никогда не дошли до покупателей.

Форд

В 1911 году произошла сенсация. Форд осуществил свою мечту и создал первый автомобиль доступный для большинства. Модель “Т”, или “Тин Лиззи” (Жестянка), как ее ласково называли американцы, стала самым известным автомобилем за всю историю автоиндустрии. Успех новой модели были столь велик, что постоянно расширяющиеся предприятия Форда не справлялись с заказами. В первый год производства этой модели было продано 10 660 машин, что побило все рекорды в автомобильной промышленности того времени.

Ее базовая цена составляла 260 долларов, что обусловило его широкое распространение. С этого момента автомобиль становится не предметом роскоши, а товаром массового производства, спрос на который постоянно растет. В это же время на базе модели «Т» создаются машины для различных служб и нужд: пикапы, автомобили для доставки мелких грузов, скорой помощи, автофургоны и небольшие автобусы.

Форд

Чтобы удовлетворить потребности покупателей, как метод повышения производительности труда, в 1913 году Форд впервые внедряет на своих заводах конвейерное производство, при котором каждый рабочий выполняет только одну операцию, оставаясь на одном месте. Это позволило всего за один год поднять производительность труда на 40-60%. В результате этого инновационного нововведения каждые 10 секунд с конвейера сходила еще одна модель «Т», а двигающийся конвейер, заменивший двигающихся вдоль конвейера рабочих, стал новым, значительнейшим этапом индустриальной революции.

Одновременно и зарплата рабочих и служащих возросла так, что превысила среднюю по промышленности в два раза. Форд ввел на своих предприятиях восьмичасовой рабочий день вместо стандартного 10-часового. К середине 1914 было произведено 500 тысяч моделей «T», а к 1923 году уже каждый второй американский автомобиль нес на своем капоте гордый шильдик «Форд Мотор».

Форд

В 1920-1930-е годы «Форд Мотор» активно открывает отделения во многих странах мира, в том числе сотрудничает с Советской Россией (создание заводов ГАЗ, АМО). Кстати, согласно данным официального сайта, первое отделение Форд открылось в Санкт-Петербурге аж в 1907 году. И хотя Генри Форд относился к Октябрьской революции резко отрицательно, тем не менее, он считал, что у России большое будущее, если она встанет на путь индустриального развития. Что, как мы знаем, она и сделала.

В 1922 «Форд Мотор» приобрел компанию «Линкольн», управление которой было поручено сыну Генри – Эдселю Форду. Однако сын старается быть осторожным, перенимая опыт отца. Он видит, что авторитарный стиль управления старшего Форда становится серьезным препятствием для компании. Форд все чаще и чаще превращается в мишень для левой прессы, а отказ Форда терпеть профсоюзы на своих предприятиях вызывает его настоящую травлю со стороны общества и прессы.

Форд

Параллельно с этим, к концу 1920-х годов американцы начинают уставать от однообразной модели «T», которая всегда выпускается только в черном цвете. Форд был жестким приверженцем строгих форм и цветов – мир облетела его знаменитая фраза: “Автомобиль может быть любого цвета, если этот цвет – черный!”. В том числе и из-за этого, его позиции начинают постепенно ослабевать. Медленно, но верно, вперед вырываются конкуренты из компании «Дженерал Моторс». Осознав опасность, «Форд Мотор» отвечает рынку новейшей моделью – «Форд A». Машина была отличной и даже популярной, но теперь ей приходится догонять массово продающиеся «Шевроле» и «Бьюики». Из-за высокого самомнения Форда, драгоценное время было упущено.

Великая депрессия 1929 еще больше подрывает продажи автомобилей “Форд”. На заводах вдвое падает заработная плата, персонал сокращается, люди выполняют все больше и больше операций за ту же зарплату. Однако, стремительный темп жизни и возрастающая конкуренция продолжает двигать компанию вперед. Заводы Форда продолжают наращивать мощности и внедряют все больше и больше оригинальных технологий.

Форд

Пытаясь соответствовать времени и заданному ей темпу, 1 апреля 1932 года «Форд Мотор Компани» представила общественности новый V-образный 8-цилиндровый двигатель. Форд стал первой компанией, которой удалось выпустить монолитный восьмицилиндровый блок. Эта еще одна инновационная разработка впоследствии доказала невероятную удачность и долговечность конструкции – автомобили с таким двигателем надолго стали фаворитами практичных американцев. Пройдут еще многие годы, пока конкуренты Форда смогут запустить в массовое производство надежные двигатели конструкции V8.

Для более качественного управления цепочками поставок (supply chain management) Форд открывает сборочный завод в Европе. А уже в 1934 году на американских фермах и улицах крупных городов появились первые грузовые автомобили «Форд», оснащенные полностью тем же, хотя и изрядно переработанным, V-образным двигателем.

Форд

Улицы крупных городов все больше и больше наполняются различными автомобилями. Вследствие этого растут аварии и количество различных дорожных инцидентов с участием автомобилей. Все более актуальной становится проблема, связанная с безопасностью автомобилей. Генри Форд уделяет все больше и больше внимания этой теме. Ведутся активные исследования и разработки. Впервые в мире Форд начинает применять безопасные (бьющиеся без осколков) стекла. В лабораториях Форда ведется постоянная работа по снижению степени риска водителя и пассажиров. Забота о человеке становится одним из важных аспектов общей политики компании.

Форд

Автолюбители, уже имеющие возможность сравнения разных марок и уровня безопасности, щедро платят за такую заботу своей приверженностью и любовью к Форду. Знаменитая марка завоевывает популярность не только в Америке, но и по всему миру. К концу 30-х годов Форд обладает огромной сетью заводов и магазинов по всей Америке, а также управляет заводами и филиалами в Европе и России. Тысячи автомобилей находят своих хозяев по всему миру. Марка становится подлинно народной во всем мире.

Сравнительно удачной была линия автомобилей «Меркюри», запущенная в 1938. Однако, выделенная в отдельное подразделение и управляемая Эдселем Фордом, она начинает сдавать позиции. Его авторитет не сравним с авторитетом его отца и это сказывается на делах. В компании начинается застой. Проблемы в производстве, задержки платежей, аварии, нелояльный персонал – все это подрывает устойчивый рост компании. Опасности, ведущие компанию к закрытию производства, начинают увеличиваться, как снежный ком.

Форд

“Меркьюри” неминуемо был бы уничтожен внутренними проблемами и конкуренцией, но начало Второй мировой войны, можно сказать, “спасают” ситуацию – Форд получает огромные военные заказы и таким образом поправляет свои дела.

Сначала Форд успешно развивает и гражданское и военное направления, но массовое производство гражданских машин резко остановилось в 1942 году, когда у компании возникла необходимость направить все свои усилия на военные нужды. Форд становится поставщиком колесной военной техники.

Форд

Согласно специально разработанной военной программе, за годы войны «Форд» произвел 86 000 моторных бомбардировщиков «В-24 Либератор», 57 000 двигателей для самолетов и более 250 000 танков, противотанковых установок и другого военного оборудования. Таким образом Компания «Форд» сыграла важную роль и внесла свой весомый вклад в историю, в дело победы над Германией.

После победы во Второй мировой войне волна оптимизма захватила американскую нацию. «Форд» уловил это настроение и представил целый ряд новых автомобилей для будущих поколений. Компания переживает пик своего развития и финансового успеха.

Именно в это время, 24 сентября 1945 года, Генри Форд отходит от дел и передает руководство своему внуку – Генри Форду 2, а два года спустя, 7 апреля 1947 года основатель самой знаменитой американской автомобильной компании умирает у себя в имении «Фэа Лейн» в возрасте 83 лет. Память о его деле, энергии и энтузиазме войдет в учебники менеджмента и будет вдохновлять бизнесменов еще долгие годы после его кончины.

Форд

Многие испытывали сильную тревогу за судьбу компании, однако внук достойно продолжает дело своего деда. Форд-младший реорганизует систему набора персонала, применяет для разработки стратегии фирмы известные ему с войны методы «мозгового штурма», пригласив группу системных аналитиков. 8 июня 1948 года новая модель «Форда» была торжественно представлена на автомобильной выставке в Нью-Йорке. Основные ее особенности — гладкие боковые панели, независимая передняя подвеска и открывающися задние боковые стекла. Интеграция кузова и крыльев была новинкой, которая установила стандарт и задала тон будущего автомобильного дизайна.

В течение 1949 года «Форд» продал уже около миллиона таких автомобилей, достигнув самого высокого объема продаж за период с 1929 года. С огромной скоростью растут прибыли компании и все они вкладываются в развитие и исследования. Увеличиваются производственные сооружения: множатся новые производственные и сборочные заводы, строятся испытательные полигоны и инженерно-исследовательские лаборатории.

Параллельно бизнес диверсифицируется, открываются новые компании. Для того, чтобы не зависеть от банков и предоставлять кредит американцам на своих собственных условиях, открывается финансовый бизнес – «Ford Motor Credit Company». Страхованием автомобилей занимается «American Road Insuranse Company». Поставку и производство запчастей осуществляет «Ford Parts & Service Division». Также Форд начинает производство электроники, компьютеров, использует космические технологии и многое другое.

В январе 1956 года «Форд Мотор Компани» становится публичной компанией – она превращается в открытое акционерное общество, акции которой может приобрести любой гражданин. В настоящее время у компании около 700 000 акционеров.

Форд

Мир развивается и автомобили заполоняют его со скоростью саранчи. Уже невозможно просто выпускать автомобили – требуются серьезные маркетинговые исследования и сегментация рынка. Центром внимания Форд в 60-ые годы ХХ века становится молодежь. В соответствии с настроениями и трендами общества, Форд переориентирует свое производство на выпуск недорогих спортивных автомобилей, предназначенных молодому покупателю.

Именно тогда, в 1964 году, на суд публике впервые представляется первый «Мустанг» (Mustang). Важнейшей особенностью новинки было использование нового двигателя, в котором совмещались два агрегата – трансмиссия и ведущий мост. Выгодно отличал ее от конкурентов и внешний вид — он сочетал все оригинальные и современные тенденции дизайна тех лет. Такого острого интереса, какой вызвал этот автомобиль, не наблюдалось со времен выпуска модели «А». В первые же сто дней было продано сто тысяч четырехместных «Мустангов». Прибыли компании превзошли все ожидаемые результаты – общие продажи за год составили 418 812 автомобилей, что принесло компании 1 миллиард долларов прибыли.

Воодушевленные успехом специалисты Форд продолжают разрабатывать оригинальный дизайн, используя при этом самые новаторские тенденции и разработки автомобилестроения. Их работа воплотилась в моделях типа Форд Консул Кортина (Ford Consul Cortina), Форд Таунус (Taunus) и других. Производство семейства универсалов (Kombi) Таунус/Кортина началось еще в 1970 году, а в ФРГ модели под названием Taunus, выпускались уже с 63-го.

Форд

Автомобиль производили практически на всех тогдашних европейских заводах Форд, а название Cortina присвоили английской версии с “правым рулем”. В январе 1976 года в производство пошла существенно переработанная в части дизайна модель Taunus/Cortina второго поколения. Огромную популярность завоевал исключительно удачно скомпонованный и относительно недорогой фургон “Транзит” (Transit).

В 1968 году первая 1,6-литровая модель Эскорт Твин Кам (Escort Twin Cam) начала свою спортивную карьеру, успешно открыв сезон и победив на кольцевом заезде в Ирландии, Датском Тюльпане, Австрийских Альпах, Акрополе и в Ралли Шотландии в течение восьми недель. К концу своего первого сезона Escort победил в знаменитом Ралли “1000 озер” в Финляндии, что помогло Форду занять крепкие позиции в Мировом чемпионате по ралли новых автомобилей. Это способствует известности марки и ассоциирует ее серийный автомобили с мощными спортивными моделями.

Форд

Впервые в автомобилестроении Форд внедряет систему электронного управления скоростью автомобиля, благодаря которым модели с конструкцией Twin Cam продолжали побеждать по всему миру в 1969 и 1970 годах. Одновременно, продолжается борьба за безопасность езды. В 1970 году Форд становится первым из серийных производителей, который внедрил передние дисковые тормоза, которые используются в большинстве автомобилей до сих пор.

Условия жесткой конкуренции, особенно обострившейся в этот период, побуждают специалистов Форд внедрять новые технологии и в других областях — особое внимание уделяется экономии топлива. Целью дизайнеров становится создание лидера мирового класса в среднем и представительском среднем сегменте рынка. В результате появилась популярная пара одного и того же автомобиля – «Форд-Таурус» и «Меркьюри-Сейбл».

Форд

Форд возлагал большие надежды на этот автомобиль – «Таурус» создавался, как автомобиль, каждая деталь которого была доведена инженерами и дизайнерами до совершенства. Эти усилия принесли свои плоды – «Таурус» был признан автомобилем 1986 года и стал абсолютным бестселлером в Америке (или как любит писать русскоязычные сайты “Форд стал лучшим бестселлером продаж”)

С 1976 года с началом выпуска капотных грузопассажирских моделей Эконолайн Серии “Е” (Econoline E-series), Форд стал применять элементы ходовой части, двигатели и трансмиссию, аналогичные внедорожникам и пикапам серии “F”. В 1992 году на рынок вывели новую гамму комфортабельных 7-, 8-, 12- и 15-местных цельнометаллических микроавтобусов и четырехдверных фургонов с кузовом.

Семейство “Фиеста” (Fiesta) существует уже более 20 лет, ее первое поколение появилось еще в 1976 г. Жизненный путь моделей нынешнего поколения, начавшийся на Женевском автосалоне-89, близится к закату. За 11 лет семейство Fiesta дважды (в 1995 и 1999 гг.) подвергалось серьезному рестайлингу, благодаря чему и по сей день остается вполне современным.

Производимая в Канаде модель “Краун Виктория” (Crown Victoria) одна из популярных в США моделей (в полиции, такси, прокате, на вторичном рынке). Дебют модели состоялся в 1978. Новое поколение аVтомобиля вышло в декабре 1990 года. Обновление внешнего вида – 1998.

Форд

Полноразмерный универсал “Бронко” (Вгоnсо) 1980 года представлял собой полноприводный пикап с инновационной укороченной базой. Проходимость получилась довольно высокой, поэтому модель долго оставалась популярной (в частности, на Аляске), даже после появления более современных моделей. “Бронко” стал в первой половине 1990-х одним из лидеров на российском рынке среди подержанных автомобилей такого типа. В 1990-м на смену моделям “Бронко” на конвейер поставили более практичные пятидверные универсалы “Эксплорер” (Explorer).

Форд “Эскорт” выпускается в США и Европе, а также в Аргентине в трех вариантах кузова: пятиместный седан, пятидверный универсал и купе “ZX2”. Генерация переднеприводных европейских Ford Escort (Mod. 80) с поперечным расположением двигателя была представлена в августе 1980 года. Производство американского Ford Escort и Mercury Lynx продолжалось до лета 1990 года. Им на смену пришли модели, разработанные на платформе японской Mazda 323. В январе 1995 был улучшен дизайн аVтомобиля, появилась версия 4х4 с двигателем 1,6 л (в 1997 выпуск модели 4х4 прекращен). В 1998 был представлен кабриолет.

В сентябре 1982 года в продаже появились модели заднеприводного семейства Sierra с пятидверными кузовами хэтчбек и универсал (Kombi), а начало производства трехдверной полноприводной модели (XR4x4) с 2,8-литровым двигателем V6 отложили до сентября 1983-го. В ноябре 1986-го запуск версии 4х4 Ford Scorpio. В самом конце 1991 года состоялась презентация вместительного универсала Scorpio Turnir. Летом 1998-го производство Scorpio прекратили, и европейское отделение Ford решило сделать флагманом фирмы модель Mondeo.

Форд

Следующими новинками «Форда» явились модели «Мондео», а также новый «Мустанг». Премьерами 1994 года также были «Форд-Эспайа» и микроавтобус «Виндстар». Затем Северная Америка увидела сильно усовершенствованные «Форд-Таурус» и «Меркьюри-Трейсер», продемонстрировавшие первые большие изменения во всеобщем дизайне автомобилей, которые появились на рынке в конце 80-х годов. В Европе были также представлены видоизмененный пикап F-серии, новая «Фиеста» и минивэн «Галакси».

Сегодня основной целью Компания становится постоянное усовершенствование своей продукции, снижая при этом затраты на производство. В настоящий момент по всему миру продается более 70 различных моделей машин, произведенных под марками «Форд», «Линкольн», «Меркьюри», «Ягуар» и «Астон-Мартин». У «Форда» есть также доля акций в Компании «Мазда Мотор Корпорейшн» и «Киа Моторс Корпорейшн».

У “Форд Мотор Компани” есть свои производственные, сборочные и торговые центры в 30 странах мира. Компания ежегодно производит миллионы легковых автомобилей, грузовиков и тракторов и является лидером автомобильных продаж за пределами Северной Америки. В «большой тройке» американского автомобильного бизнеса «Форд Мотор» занимает почетное второе место по объемам продаж.