Карма продавца

В любом коллективе у каждого человека есть «карма». Так мы это называли в Яндексе, а кто-то может то же самое называть «социальным капиталом», или «кредитом доверия», или «рейтингом влияния», или как угодно ещё.

Если помните сайты типа Лепры, Хабра или Stackoverflow, у каждого человека там в профиле есть число. Всякий раз, когда человек пишет хорошие посты или как-то помогает людям, ему ставят плюсы в карму. Если пишет фигню – минусят, «сливают карму». Чем карма больше, тем больше возможностей, тем больше вес голоса и т.д.

Вот примерно то же самое происходит и в отделах продаж. Только неявно, невидимым образом.

Продавец с высокой кармой влияет на происходящее вокруг. Ему достаточно, например, написать письмо, чтобы что-то изменить. Иногда он может даже случайно обронить какую-то фразу, и по отделу и даже по всей компании пойдут волны изменений.

Продавца с низкой кармой не слушают ни клиенты, ни коллеги, ни руководители. Чтобы что-то изменить, ему приходится расшибаться в лепешку. Он может завалить всех хоть тысячей писем, но это ни к чему не приведёт. Разве что люди рассердятся. Если вам кажется, что вас никто не воспринимает всерьёз, что вас не слушают, к вам не прислушиваются, а когда вы выступаете на собраниях, люди морщатся, утыкаются в телефоны или равнодушно водят ручкой по столу, похоже, у вас проблема. И она называется «низкая карма».

Вот что нужно знать профессиональному продавцу про карму:

  • Когда вы приходите в новую компанию, ваша карма нулевая. Нужно время, чтобы люди начали вам доверять и прислушиваться к вам. Не стоит ждать, что это произойдёт мгновенно. Спокойно работайте и стремитесь к результатам, для которых вас наняли. Результаты важнее процесса.
  • Если вы меняете работу раз в полгода, ваша карма будет всегда болтаться в районе нуля. Потом начнёт падать.
  • В маленьких компаниях карма растёт быстрее. Вы на виду, людей мало, каждое, даже небольшое действие, будет влиять на уровень кармы.
  • Вообще, как правило, чем раньше человек начинает в компании работать, тем выше у него может быть карма. Самая высокая карма — у основателей компании и первых сотрудников. Но бывают и исключения. Если вы ворвались вихрем и стали инициатором серьёзных изменений – ваша карма может быстро подняться в заоблачную высь. Или упасть в ад.
  • Карма зависит и от вашей должности тоже. В большинстве случаев когда человека повышают, его карма растёт.
  • Чтобы карма росла, нужно меньше говорить и больше делать. Если вы пообещали, но не сделали – вам минус в карму. Пообещали и перевыполнили – плюс.
  • Карма – это социальное явление. Если вы делаете что-то полезное, но об этом никто не знает, вы – благотворитель и молодец, но «плюсов» вам никто не «поставит». Так ваша карма не вырастет. Чтобы она росла, надо находить способы делать так, чтобы люди знали о том, чем вы занимаетесь. Это не показуха, это – ваш инструмент достижения целей и «объективная» шкала оценки ваших успехов.
  • Если вам не повезло и ваша карма в минусе, у вас есть два выхода. Либо долго и упорно наращивать её снова, либо менять работу и стараться на новом месте не делать таких же ошибок. И помните – ничего невозможного нет. Даже из отрицательной кармы можно выкарабкаться в плюс. Практически все великие мира сего – Джобс, Гейтс, Баффет, Тони Шей и т.д. – все они побывали в глубокой… карме.

Хотите что-то менять вокруг себя – растите карму: приносите пользу, помогайте окружающим, меньше обещайте и больше делайте. Сами не заметите, как к вам начнут прислушиваться всё внимательнее. Чем больше будет ваша карма – тем легче вам будет её наращивать. Но помните, что репутация строится долго, а потерять её можно в один момент.

По мотивам «Design & Productivity»