Тысячелетний шторм.
Мы всегда покупали машины, которые нам нравились внешне, но все время, пока мы их использовали, мы видели их только изнутри. Мы покупали дома с красивыми черепичными крышами и сказочными башенками, забывая о том, что жить нам придется не вокруг, а внутри этих тесных башенок. При покупке мобильного телефона, мы были абсолютно уверены, что в нем обязательно должно быть двести навороченных функций, включая возможность публикации сделанных с помощью второй камеры фотографий в своем блоге, который, кстати, бесплатно нам предоставит мобильный оператор по адресу www.operator-europe.com/mobileportal/3worldcountries/russia/usersblogs/myname. Точно так же мы делали и остальные покупки. Так мы покупали все, что видели. Соки, книги, щенков, блузки, люстры, мебель, часы и церемониальные ожерелья из Перу. Помните Жванецкого: “Грудь в наше время – не для кормления, а часы – не для времени”. Мы действительно выросли поколением потребителей.
Оглянитесь! В наших домах – 90% вещей, которыми ни разу не воспользовались с момента покупки. Потому что, использовать что-то – это уже работа, а работать мы любили меньше, чем покупать. Как же мы любили покупать! Вернее, как же мы любили нас самих и наши ощущения в момент покупки! Новые книги так вкусно пахли, новые конфеты имели соблазнительно персиково-дынную начинку, все вокруг было в таких красивых обертках, розочках и блестяшках, а про ноутбук, в который мы ткнули пальцем, продавец вообще так и сказал: “Да, это очень хорошая модель”. Ну как тут не купить? Мы жили и обрастали вещами, которые все плотнее забивали наши квартиры, дома и головы. В какой-то момент мы начали подумывать о клиньях, которые нам пришлось бы вбивать в потолок, чтобы горы нашего хлама не обрушились на наши головы и не завалили протоптанные нами тропинки. Но я сказал “пришлось бы”, потому что не пришлось. Как это обычно бывает, в конце августа, в 16-летнюю годовщину путча и в 11-летнюю годовщину дефолта на всех биржах мира начался стремительный обвал, который в короткие сроки отнял у нас все деньги, обрушил наши планы, уничтожил ожидания и обесценил все вложения. Внезапно мы остались ни с чем. Век потребления закончился.
В фильме “На гребне волны” один из персонажей жил только ради того, чтобы прокатиться на гигантской цунами, которая проходит по южному океану раз в тысячу лет. Он точно знал, что волна в несколько десятков метров убьет его, но он хотел поучаствовать в “тысячелетнем шторме”, потому что ради этого стоит жить. Возможно он прав и возможно сейчас мы все участвуем в таком шторме. Господь из века в век насылает на людей бедствия, чтобы утихомирить их, остановить, прекратить их безумие. Ни века не проходит без потерь, войн, эпидемий и катастроф. Но человечество не может и не хочет к этому привыкать. Оно борется, воюет, объединяется, укрупняется, создает ассамблеи, федерации, шенгены, большие восьмерки, девятки, двадцатки, всемирные банки и много чего еще. Но неизбежно – когда мы зарываемся – начинается шторм. Буря, которая уничтожает все старое, слабое, наносное. Ветер крепчает, мачты гнутся.
Каждое утро, мы едем на работу, включаем радио и слушаем сводки с “передовой”. Банки падают один за другим как доминошки. Кто-то кричит, что ему кризис нипочем и мы понимаем, чем вызван этот крик. Руководители стран успокаивают низшие сословия и даруют надежду тем, кто не хочет слышать правды. Вокруг рушится цивилизация, но мы с интересом глядим на проплывающие обломки и думаем: “Уф, кажется пронесло!”. Впереди лето, а за ним возможно придет и осень. Что нам принесет будущее – никто не знает. Председатель Мирового банка решил не идти на сделку с совестью и сказал: “Я не знаю, когда кончится кризис”. И, подумав, добавил: “И никто не знает”. Честный ответ хорошего человека.
Если и есть хоть один человек на земле, который может сказать что-то более определенное, это ваша бабушка. Зайдите в ее комнатку, где она вяжет вам носки, сядьте на край кровати и расскажите ей про то, какой вы были обеспеченный банкир, крупный промышленник или маленький клерк. Пожалуйтесь, поплачьте – при ней можно. Она вас выслушает, погладит по голове своей доброй морщинистой рукой и улыбнувшись скажет вам слова, которым тысячи лет. Они были написаны на перстне богатейшего и мудрейшего из царей. Да, вы ее знаете – “И это тоже пройдет”.
Я, как и многие сейчас, много думаю о том, каким надо быть руководителем в эти дни. Как и что надо сказать 50 человекам, которые ждут от тебя правильных решений. Людям, которые хотят работать в стабильной и растущей компании. Которые надеются, что ты оградишь их от кризиса, от невзгод, от финансовых потерь. Они верят в тебя. Но “верить” и “понимать” – это не одно и то же. Когда я встречаюсь с другими руководителями – у всех вопросы до боли похожи. Как сокращать хороших людей? Как снижать зарплаты настоящим профессионалам? Как объяснять пожилым работникам или одиноким матерям, что они должны отправиться в неоплачиваемый отпуск?
На вопрос о стратегии управления во время кризиса, наверное, “конкретнее” других высказался господин Чичваркин. Приведу несколько его советов “на злобу дня”: “Первым делом нужно избавиться от всех расходов, результата которых нужно ждать больше одного-двух месяцев. Например, если в июне вам надо платить за рекламу, которая выйдет в декабре – к черту ее. Все структуры, которые не зарабатывают деньги, во время кризиса в течение суток выводятся за штат. Если что-то сломается, наймете человека для починки конкретной поломки. После того как высушены все расходы, нужно понять, что будет локомотивом роста. Что сейчас на рынке самое актуальное? Где можно добиться успеха? Что позволит компании заработать денег быстро и много? Выбрав лидера, вы тем самым отбираете весь овес у остальных и, не обращая внимания на визг и проклятия, отдаете его одной лошади, на которую решили делать ставку. Про других можно не думать. Если крепкие – выживут, а если не крепкие, то и не надо. И последнее. Нужно понять, с кем скакать на этой лошади. Можно не обращать внимания на работников с десятилетним стажем, с пафосом кидающих в лицо заявления об увольнении, поскольку вы – “разрушили компанию”. Во время кризиса стаж и квалификация не имеют никакого значения, важно только желание победы. Некоторый прессинг заводит – вот такие люди и нужны. Они и помогут компании выжить. Надо только вовремя заметить, что кризис преодолен, поскольку, как только компания выходит в плюс, следует тут же снова обрастать мясом. Иначе голые кости застудишь на ветру”.
Как относиться к этому – ваше дело. Можете спорить, брать его советы на вооружение или применять их частично и осторожно – это уж как пожелаете. Но даже если у вас вопросов больше, чем ответов, очень важно понять одну вещь. Кризис пройдет, а то, что мы делаем – останется внутри с нами навсегда. Высокая эффективность, сплоченность и упорство в достижении цели – все это ничто перед проблемой голодного ребенка или одинокого старика. Помните, что когда “тысячелетний шторм” закончится и вы слезете со своих шпилей на отмытую дочиста землю – вам придется отстраивать заново все то, что вы с такой легкостью разрушили. И вам придется строить все это уже без помощи тех каменотесов – мужчин и женщин, которых вы отправили в плаванье, чтобы самому удержаться за шпиль.
Подумайте над этим. И подумайте об этом сейчас, а не тогда.
Прочитать комментарии и продолжить обсуждение этой заметки можно на сайте российской деловой сети РБ – https://www.rb.ru/blog/microft/showentry=833487