Массовый рынок или ниша?

Если вы планируете стать бизнесменом или запустить новый продукт, вам неизбежно придётся решать дилемму «Что выбрать – массовый рынок или нишу?».

Этот ключевой вопрос, потому что от него будут зависеть качество и цена вашего продукта, его функции, характеристики, упаковка, уровень сервиса и многое другое.

Великие маркетологи Питер Друкер и Майкл Портер учили нас, что сначала надо определиться с рынком и клиентами, а только потом – с продуктом.

Если ваш продукт подходит для 80% всех покупателей страны или вашего региона – это массовый продукт. На таком рынке вы должны предложить покупателям продукт для максимального числа людей разного пола, возраста и уровня доходов.

Например, недорогие продукты, напитки, алкоголь, лекарства, одежда, бензин и всё остальное, что нужно тысячам или даже миллионам людей. Предложите им продукт приемлемого качества с конкурентоспособной ценой и обеспечьте его доступность на широкой территории.

Если же ваш продукт нужен ограниченному кругу лиц, которым недостаточно того качества и уровня сервиса, которые предлагаются на массовом рынке – вам следует работать в нише. Со всеми вытекающими плюсами и минусами.

Нишевые продукты обладают особыми свойствами и характеристиками. Они выделяются среди «обычных» товаров и услуг, тем что удовлетворяют более взыскательные запросы. И поэтому они продаются реже, а стоят дороже. Например, одежда для беременных, смокинги и фраки, сайты для животных или спидометры.

У начинающих предпринимателей часто встречается распространённая ошибка в позиционировании своего продукта, которая называется «stack in a middle». То есть, «застревание». Она заключается в том, что бизнесмен продавая товары массового спроса на весьма конкурентном рынке, ставит на них высокие цены. И, в итоге, бизнес закрывается из-за отсутствия достаточного количества клиентов.

Симметричная ошибка связана с боязнью низкого спроса. Бизнесмен продаёт продукт нишевого уровня, например, глубоководные камеры, с низкой наценкой. Этот подход скорее всего приведёт его к банкротству.

А вы работаете на массовом рынке или в нише?

Читайте также: