Обязанности руководителя отдела продаж
Руководитель подразделения продаж – это одна из главных фигур в коммерческой организации. Он формирует, а затем реализовывает выбранную стратегию продаж, обеспечивает управление командой менеджеров подразделения. В функциональные обязанности руководителя отдела продаж также входит достижение поставленных от высшего руководства целей.
Кто такой РОП?
РОП – это специалист, который организовывает и координирует работу соответствующего подразделения компании. Он считается важным звеном между топ-менеджментом, маркетингом, производством, а также клиентами. Его цель – гарантировать максимальный объем и прибыльность от реализации товаров или оказания услуг.
Руководитель отдела продаж должен обладать следующими качествами:
- Высокий уровень коммуникативных, лидерских навыков;
- Аналитический склад ума;
- Способность принимать сложные решения в условиях неопределенности;
- Знание нюансов рынка, конкурентов, а также «болей» клиентов;
- Умение создавать, а затем интегрировать эффективные стратегии;
- Умение работать с мотивацией подчиненных, а также обучать и развивать в них необходимые качества;
- Умение работать в команде, а также сотрудничать с другими подразделениями компании.
Основные задачи РОПа
Основные задачи руководителя отдела продаж заключаются в:
- Обеспечении выполнения планов по объему, структуре, а также прибыльности работы компании;
- Управлении командой менеджеров: подбор, обучение, оценка, развитие персонала;
- Контроле качества работы подразделения: соблюдение стандартов обслуживания клиентов, выполнение договорных обязательств, соблюдение корпоративных правил и этики;
- Анализе результатов работы отдела: мониторинг показателей эффективности, выявление проблем или возможностей, предложение мер по улучшению ситуации;
- Участии в переговорах с основными клиентами или партнерами компании: презентация продукции или услуг, урегулирование спорных вопросов, поддержание долгосрочных отношений;
- Координации работы отдела с другими подразделениями компании;
- Изучении рынка, конкурентов, а также клиентов: проведение исследований, анализ трендов и потребностей, выявление новых сегментов или ниш.
Что должен знать РОП?
Определив, какие задачи у руководителя отдела продаж, нужно отметить, что он должен знать:
- Основы экономики, маркетинга, менеджмента, логистики;
- Особенности товаров или услуг компании;
- Технологии реализации товаров, методы презентации и заключения сделок;
- Психологию потребителей;
- Инструменты анализа и планирования: CRM, Excel, Power BI;
- Правовые аспекты (договоры, гарантии, налоги);
- Тенденции и перспективы развития рынка, а также конкурентов и клиентов.
На нашем сайте вы можете заказать тренинг для руководителей отдела продаж.
Должностная инструкция
В должностной инструкции обычно указывается, что руководитель отдела продаж отчитывается перед генеральным директором компании, иногда также перед директором по маркетингу или сбыту, но это случается реже.
Основные обязанности РОПа, которые заносят в инструкцию:
- Разработка стратегии, установка цели (KPI) для отдела и каждого сотрудника.
- Проведение подбора, обучений, мотивации и оценки персонала отдела, создание условия для их профессионального развития.
- Организация и координация работы отдела, распределение задач и ресурсов, контроль соблюдения принятых стандартов.
- Анализ рынка, конкурентов, потребностей и поведения клиентов, выявление новых возможностей, а также направлений для увеличения продаж.
- Составление отчетов о деятельности отдела, мониторинг показатели эффективности, внедрение мер по улучшению результатов.
- Мониторинг изменений в законодательстве, нормативных актах или внутренних правилах, связанных с продажами, обеспечение их соблюдения в работе отдела.
Мотивация руководителя
Определив должностные обязанности руководителя отдела продаж, нужно рассказать, что его мотивирует. Во-первых, существует материальная мотивация. Это оплата труда согласно продемонстрированным результатам работы, а также материальные бонусы за достижение или превышение плановых показателей. Во-вторых, существует нематериальная мотивация. Это признание заслуг со стороны топ-менеджмента компании, а также предоставление возможностей для профессионального роста.