Уоррен Беннис (p. 1925)

Уоррен БеннисУоррен Беннис — уроженец Нью-Йорка, психолог и советник президентов США, наиболее известен как гуру в области теории лидерства, хотя его ранние работы были посвящены вопросам развития организаций. Он известен своим афоризмом: «Менеджеры делают вещи правильно. Лидеры делают правильные вещи».
Когда Беннис находился в Слоуновской школе управления при МТИ, он, как и Абрахам Маслоу и британец Чарльз Хэнди, попал под сильное влияние идей Дугласа Макгрегора и его Теорий X и Y. Подобно Маслоу он пытался применить Теорию Y на практике (совершенствуя устаревшую систему университета Буффало во второй половине 1960-х годов) и понял, что теория не сработает, если не ужесточить рамки структуры, управления и контроля.
Его представления об организации будущего, изложенные во «Временном обществе», предполагали необходимость «адхократии» (т. е. динамичных, часто временных рабочих проектных групп) — принципа, принятого Элвином Тоффлером в книге «Шок будущего», Генри Минцбергом и недавно Робертом Уотерманом.
Уоррен Беннис родился 8 марта 1925 г. в еврейской семье. Он считает, что его детство было «скучным, бедным событиями и очень долгим». У него был отец, который, стремясь спасти от разорения маленький магазин, работал по 18 часов, и два старших брата-близнеца, разница с которыми составляла 10 лет, — именно лидерские качества одного из них пробудили интерес Уоррена к основной теме его будущих исследований. Он описывал себя как замкнутого, угрюмого, погруженного в себя мальчика, не имевшего надежд и желаний и старавшегося избегать общества сверстников. У него не было близких друзей. Уоррен не очень любил свою школу и ее преподавателей, за исключением одного учителя. В семье он ощущал себя маргиналом, а поскольку был евреем — то и маргиналом в обществе. Именно этим У. Беннис объясняет свои способности к чтению и умение отвечать на вопросы других людей (повышение остроты восприятия сигналов, направлявшихся к нему от основной массы людей). Подобный анализ собственного раннего периода жизни, приведенный в An Invented Life, возможно, стал следствием влияния учения 3игмунда Фрейда, которое он изучал в молодости в течение шести лет. После окончания школы У. Беннис прослужил четыре года в американской армии. На втором году службы он получил офицерское звание и был направлен в Европу, где оказался самым молодым офицером-пехотинцем в американских войсках.
Никто из членов его семьи никогда не учился в университете, но как демобилизованный из вооруженных сил У. Беннис решил воспользоваться своим правом иа обучение с получением стипендии в течение восьми лет. Он поступил в передовой в те времена Антиохский колледж, так как много слышал о нем от своих армейских товарищей. По его словам, армия научила его ценить организацию, а в колледже он приобрел навыки отстаивания своего собственного мнения.
В период учебы особенно глубокое влияние на У. Бенниса оказал президент колледжа, Дуглас Макгрегор, который позднее пригласил его работать в свою лабораторию в Массачусетский Технологический Университет (MTI).
Дальнейшая карьера У. Бенниса условно может быть разделена на три части: двенадцать лет исследовательской и преподавательской работы, главным образом в МТИ, где он добился главных научных результатов; десять лет на административных должностях в университете; наконец, после перенесенного в 1979 г. инфаркта, работа по научной переоценке сделанного на прошлых этапах; в том же году он стал почетным профессором Университета Южной Калифорнии, где сосредоточил основные усилия на исследовании проблем лидерства и на распространении своего учения в самом широком смысле этого слова.
С 1971 по 1977 год Беннис был президентом университета Цинциннатти, но в то же время работал по всему миру — во Франции, Швейцарии и Индии. Сейчас он заслуженный профессор и основатель Института лидерства при универ. ситете Южной Калифорнии в Сан-Диего, преподает бизнес-управление.
Бестселлер «Лидеры: стратегии принятия самостоятельных решений» был написан в 1985 году совместно с Бертом Нанусом и принес авторам мировое признание как специалистам по лидерству. У. Беннис изучил 90 индивидуумов из различных слоев общества США, от астронавта Нила Армстронга, тренеров спортивных команд и дирижеров оркестров до бизнесменов, и выявил четыре необходимые черты, или «компетенции», лидера общие для всех – умение управлять вниманием, значимостью поставленной задачи в коллективе, доверием и собой.
С середины 1980-х он перенес внимание с изучения лидера как героической личности на исследования структурного лидерства, убедившись, что первая модель в сегодняшних сильно изменившихся организациях не может долго работать, поскольку не способна обеспечить необходимые глубокие культурные изменения. В работе 1997 года «Сплотить таланты» он анализирует «великие группы» — динамичные и приверженные делу коллективы, проектом для которых может быть все что угодно (от студий Уолта Диснея до ученых Манхэттенского проекта, создавших атомную бомбу), и перерабатывает изначальные четыре компетенции в четыре «новых правила» лидерства.
Без исключения, говорит он, лидеры подобных групп:
– Задают направление движения, обеспечивают понимание значимости задачи и цели
– Создают доверительную атмосферу, поддерживая искренние отношения
– Проявляют склонность к действию, риску, пробуждая любопытство
– Вселяют надежду, оптимизм и психологическую уверенность в успехе.

Первая встреча с подобными качествами у самого Бениса произошла в 1944 году, когда он, 19-летний младший лейтенант, служил в армии США в Европе. Командир его батальона, некий капитан Бессингер, был «прямо-таки библейским вождем». Он слушал своих подчиненных, обучал их искусству выживания и заражал уверенностью в победе. Все это позднее учитель Бенниса Дуглас Макгрегор превратил в Теорию Y.
В последующие годы Беннис несколько раз менял собственное мнение о том, можно ли обучить лидерству. «Я все еще недостаточно знаю человеческое мышление, чтобы утверждать, что лидерству можно научить», — говорил он в 1997 году. Но, проработав два года преподавателем курса по лидерству, он начал думать, что идеи могут менять мышление и поведение.
Беннис утверждает, что важнейший фактор развития лидера есть развитие себя. В своем труде «Учась лидерству» он уделяет особое внимание «цельности натуры» как источнику лидерства в индивидууме.
Несмотря на свой знаменитый афоризм о менеджерах и лидерах он не верит в принципиальную их несопоставимость. «Кто-то говорил, что эти два качества в одном индивидууме не уживутся. Я не согласен — существуют примеры сосуществования их в одном человеке. Я верю в “потенциального человека”, умеющего адаптироваться и изменяться».
Беннис считает, что он скорее журналист, чем гуру (в свои восемьдесят с лишним лет он воплощает студенческую мечту: пишет пьесы), хотя и может придумать запоминающийся афоризм. Он часто цитирует малоизвестный афоризм Уинстона Черчилля: «Император будущего — император идей».
Уоррен Беннис видит лидера в человеке, который трансформирует организацию — этакий «социальный архитектор» (эту идею Честер Барнард высказывал еще перед Второй Мировой войной). Том Питерс признал, что за 25 лет до книги “В поисках совершенства» Беннис видел многое из того, что они с Уотерманом назвали признаками совершенной компании.
В книге «Необъяснимая загадка — почему лидеры не могут вести за собой» Беннис указал на умение лидеров производить изменения положительной мотивацией: «При изучении преподавателей в школах выяснилось, что когда они ставят высокую планку ученикам, уже это увеличивает результаты тестов на интеллект на 25 пунктов».
Лидерство, утверждает Беннис, «самая изученная и наименее понятая тема менеджмента». Он предпочитает определять лидерство как «умение создавать вдохновляющее видение, поддерживать его и переводить в действие». Лучшие лидеры, говорит он, «люди с идеей, с концепцией», но лидерство он описывает как «бесконечно интересующий людей предмет, который концептуально не объять». И замечает: «Я в этой области всегда чувствовал себя ученым, пытающимся догнать бабочку» (журнал «Director», апрель 1991 г.).
Четыре ключевых навыка, выделенных Беннисом в 1985 году при изучении 90 успешных широкоизвестных личностей США, следующие:
– Управление вниманием
– Управление значимостью
– Управление доверием
– Управление собой.

Первое означает видение, которое вдохновит других и заставит их принять идеи лидера как свои. Видение должно быть долгосрочным, а требования рынка всегда краткосрочны. «Имея видение, — говорит Беннис, — лидер строит важнейший мост между настоящим и будущим организации». В ряд таких лидеров он ставит Ли Якокку из компании «Chrysler», президента Джона Ф. Кеннеди и борца за права человека Мартину Лютера Кинга (конечно, двое из этой тройки были убиты, риск — это бремя, которое несут великие политические лидеры).
По мнению Бенниса, передача другим видения и перевод его в успешный производственный результат — это вторая составляющая лидерства, то есть управление значимостью. Это, объясняет он, и есть та причина, по которой президент Рональд Рейган признан более успешным, чем более информированный и вдумчивый Джимми Картер.
Корпоративная миссия компании «Johnson & Johnson» переводит видение в практичные каждодневные рамки. Компания «General Motors» под руководством Роджера Смита высоко ценила долгосрочное видение, разделяемое всеми сотрудниками.
Доверие — третью заботу лидера — Беннис называет «эмоциональным клеем, скрепляющим лидера и его последователей в команду». Он считает, что лидер обязан быть последовательным, и приводит в пример Маргарет Тэтчер как «целеустремленную, постоянную и цельную натуру».
Умение управлять собой — четвертое качество лидера — подразумевает упорство, самосовершенствование, приверженность делу, готовность рисковать и преодолевать препятствия. «Обучающаяся личность ожидает падений или ошибок. Страшнейшая проблема в лидерстве — ранний успех».
В «Лидерах» Беннис и Нанус сообщили, что самым впечатляющим и запоминающимся качеством индивидуума, которое они изучали, было «то, как люди реагируют на неудачу… Они просто не замечали ее, даже термина этого не использовали, обходясь словами “ошибка”, “затруднение”, “путаница” или бесконечным количеством синонимов».
Книги «Становление лидера» и «Учась лидерству» говорят о том, как можно развивать лидерство на практике. Первая книга обсуждает три практических вопроса: как люди учатся вести других за собой, как организация может вдохновить на лидерство или невольно задушить его в индивидууме, а также, как лидерству можно обучить. Примеры, приведенные в книге, затрагивают менее знаменитые персоналии, чем те, что упомянуты в труде «Лидеры: стратегии ответственности», рассказывающем о 29 персоналиях американского феминистического движения и кинопродюсерах. Книга «Учась лидерству» — практическое пособие (какое-то время была доступна лишь студентам колледжей США) и обращается в основном к вопросам развития лидерского характера и обретения необходимых навыков.
Работа «Сплотить таланты», посвященная вопросам формирования и ведения динамичных рабочих проектных групп, была написана совместно с Патрицией Уорд Бидерман. Эта работа во многом является самой примечательной книгой Бенниса, плодом 40-летнего интереса к работам «творческого содружества» под давлением сроков «умри-но-сделай» и невероятно плотной конкуренции.
Приведенные в качестве примеров проекты охватывают множество областей: от соревнования с нацистской Германией в создании атомной бомбы, разработки компанией «Lockheed» новейших военных самолетов типа шпионского U2 и бомбардировщика «Stealth», гениальных фильмов Уолта Диснея до творческих коллективов компаний «Xerox» и «Apple Computers», разработавших первые персональные компьютеры.
И хотя книга обходит стороной вопрос о том, как организации могут поддерживать творческое начало во временных рабочих группах по окончании проекта, она важна для индустрии знаний наступающей эпохи, в которой, как верит Беннис, командное лидерство, а не харизматический индивидуум послужит моделью для глобального бизнеса. В 1980-х годах «Становление лидера» возводило успешного индивидуума чуть ли не в ранг святых, но в 1997 году Беннис уже считал, что героическая модель «великой личности» не сработает в изменившихся организациях конца 1990-х годов и в XXI веке, исключающих обстоятельства, когда один вдохновитель может осуществить поворот всего культурного уклада.
В интервью для журнала «Director» в 1991 году Уоррен Беннис сказал, что истинные лидеры нуждаются в смирении, чтобы научиться у тех, кого они ведут за собой. «Мои герои те, кто постоянно учится, кто всегда любопытен, кто может сказать себе: “Чем я сильнее открыт перед своими людьми, тем сильнее я могу влиять на них…”».
Пока Беннис остается признанным гуру мирового масштаба в теории лидерства, конкуренты «разрабатывают свои наделы»: Джон П. Коттер из Гарварда сосредоточивается на вопросах структурного лидерства и различиях лидера и менеджера; датчанин Манфред Кете де Врис из Европейского института делового администрирования — международной бизнес-школы под Парижем — интересуется психологическими аспектами проблемы; в Великобритании Джон Эдэйр разработал концепцию ACL еще во времена преподавания в Сандхерстской военной академии и благодаря ей стал главным специалистом в Европе по лидерству и работает в университете Эксетера.