Проведение стратегической сессии

Strategy session leading

Стратегическая сессия – формат работы с командой, позволяющий определить цели, задачи и направления развития компании на ближайший период. Стратсессия проводится, когда компания сталкивается с новыми вызовами или возможностями на рынке. Поводом, чтобы провести стратсессию, также может быть желание расширить штат или перестроить организационную структуру. Это мероприятие также актуально для компаний, которые нуждаются в формировании новой миссии. Стратсессия дает возможность выявить плюсы, минусы организации, проанализировать тренды, а также сгенерировать идеи, которые будут способствовать успеху бизнеса.

Подготовка к стратегической сессии

Чтобы стратегическая сессия была результативной, необходимо хорошо подготовиться к ней. Подготовку к проведению стратегической сессии обычно проводит фасилитатор – эксперт по организации и проведению групповых мероприятий. Он помогает участникам достичь результата. Фасилитатор может быть как внешним консультантом, так и внутренним сотрудником компании. При этом он должен быть независимым от интересов участников, а также обладать опытом, навыками фасилитации.

Участниками стратсессии могут быть:

  • руководители фирмы;
  • топ-менеджмент;
  • ключевые специалисты;
  • представители клиентов или партнеров.

В зависимости от задач сессии, фасилитатор может выбрать оптимальный состав участников, чтобы обеспечить разнообразие мнений. Количество участников также зависит от формата и продолжительности сессии, но обычно участвует 15-20 человек.

Этапы подготовки

Программа стратегической сессии обычно включает:

  • Сбор информации от руководителя компании о целях, ожидаемых результатах стратсессии. Фасилитатор должен понимать, какая проблема или вопрос требует решения. Он также должен знать о критериях оценки результатов и ресурсах, доступных для решения задач.
  • Выделение трех ключевых блоков работы на стратсессии: анализ нынешнего состояния фирмы, генерация альтернативных сценариев развития, а также выбор оптимального сценария действий. Фасилитатор должен разработать подходящие инструменты и методы для каждого блока, а также определить время и последовательность работы.
  • Анализ существующей бизнес-модели. Фасилитатор должен изучить, как компания создает и предоставляет ценность своим клиентам. В плане проведения стратегической сессии также должны быть указаны ресурсы и процессы, которые использует фирма, а также ее риски, преимущества. Для этого фасилитатор может использовать различные инструменты: канву бизнес-модели, SWOT или PESTEL и т.д.
  • Анализ финансового состояния, динамики развития организации. Подготовка стратегической сессии также предполагает оценку эффективности и прибыльности компании. Дополнительно учитываются факторы, которые влияют на ее доходность и рентабельность, а также поставленные цели и предусмотренные показатели. Для анализа фасилитатор может использовать различные инструменты: анализ отчетности, балансовый подход, SMART-цели и т.д.
  • Анализ конкурентов, существующих рыночных трендов. Перед тем, как провести стратегическую сессию, фасилитатор должен выявить, кто является основными конкурентами компании, а также их преимущества и недостатки. Дополнительно определяются стратегии конкурентов и их реакция на изменения на рынке. Для этого фасилитатор применяет матрицу конкурентного анализа, пять сил Портера, анализ цепочки ценности и т.д.
  • Анализ организационной структуры. Прежде чем проводить стратегическую сессию с командой, фасилитатор должен изучить, как устроена компания изнутри, какие роли и функции выполняют сотрудники, а также как они взаимодействуют друг с другом. Дополнительно определяются конфликты, которые возникают в команде. Для этого используют организационную схему, матрицу ответственности RACI, анализ климата, культуры и т.д.

Сценарий

После того, как фасилитатор подготовится к стратегической сессии, он может перейти к ее проведению. Сценарий стратсессии зависит от целей. Обычно он состоит из следующих этапов:

  • Видение компании. Эксперт помогает участникам сформулировать или уточнить видение фирмы – то, чего она хочет достичь в перспективе. Оно должно быть ясным, привлекательным и мотивирующим для всех заинтересованных сторон. Для формирования видения фасилитатор может использовать миссию и ценности компании, золотой круг Синека, метафоры, аналогии и т.д.
  • SWOT-анализ. На этой стадии стратсессии выявляются плюсы и минусы компании (внутренняя среда), а также возможности и угрозы для ее развития (внешняя среда). SWOT-анализ позволяет определить текущее положение организации, выработать дальнейшую стратегию.
  • Сведение SWOT. Далее участники делают выводы из SWOT-анализа и определяют, какие стратегические альтернативы доступны для компании. Для этого эксперт может использовать матрицы TOWS и Ансоффа, модель трех кругов и т.д.
  • Презентация решений. Последней стадией является представление и обсуждение идей, которые сгенерировали участники мероприятия на основе SWOT-анализа и сведения SWOT. Для этого эксперт использует карточки идеи, прототипы, питчи и т.д.

Стратегическая сессия – это полезный инструмент для развития бизнеса. Он позволяет компании определить свое видение, цели, анализировать положение на рынке, генерировать и выбирать лучшие решения для своего роста и дальнейшего успеха.

Однако чтобы стратсессия была эффективной, потребуется качественная подготовка и ее проведение. Salestream Consulting проводит стратегические сессии с экспертом Михаилом Люфановым. Он помогает сотрудникам научиться работать в команде, а также использовать различные инструменты и методы анализа и генерации решений. Он также поможет представить и обсудить возникшие идеи.