Кеничи Омае (род.1943)
“Люди, обладающие талантом интуитивно находить суть проблемы, – большая редкость. К счастью для всех остальных это можно делать, следуя определенному методу”.
Кеничи Омае
Кеничи Омае – один из директоров McKinsey & Company и ведущий консультант в области стратегического менеджмента. Это человек, которого в Японии называют “Господин Стратегия”, и к которому обращаются за советом самые крупные и известные компании Японии, Америки и Европы.
Лондонский Financial Times назвал его «Единственным японским Гуру». В 1994 году «Экономист» включил его в пятерку самых влиятельных бизнес-гуру мира. Омаэ написал более 140 книг (в числе которых The Mind of the Strategist, The Borderless World, The Next Global Stage, The End of the Nation State, and The Invisible Continent) и бессчетное количество статей в бизнес-прессе.
Кеничи Омае получил образование в университете Васеда (Япония) и Токийском институте технологии, имеет докторскую степень в области ядерной физики Массачусетского Технологического Университете (MTI). Работал инженером-разработчиком в компании Hitachi, после чего стал старшим партнером консалтинговой фирмы McKinsey & Company и на протяжении 23 лет возглавлял Японский и Азиатский Дивизион и стал сооснователем практики стратегического менеджмента. В последние десять лет возглавляет собственную бизнес-школу Business Breakthrough и продолжает работать как консультант в разных странах.
Родился в 1943 г. на острове Кюсю; в настоящее время живет в Йокохама вместе с женой и двумя детьми. В свободное время увлекается музыкой (Кеничи — талантливый кларнетист), парусным спортом и дайвингом.
Известнейшие японские компании, успешно работающие на международных рынках, регулярно обращаются к нему за помощью при разработке конкурентоспособных стратегий, и его советы столь же востребованы среди американских и европейских мультинациональных корпораций.
Кеничи Омае работает с компаниями из широкого спектра отраслей: промышленная и бытовая электроника, офисная техника, фотооборудование, промышленное оборудование, пищевая, резинотехническая и химическая промышленность. Сфера его особого интереса и опыта — это создание творческих стратегий и разработка организационных принципов их внедрения.
Господин Омае — автор пяти книг, посвященных теме стратегии (три из них стали в Японии настоящими бестселлерами) и множества статей; кроме того, он написал несколько книг о различных аспектах японской культуры. Наряду с научными статьями в журналах Journal of Nuclear Engineering и Journal of Nuclear Materials (г-н Омае получил степень доктора философии в области ядерной техники в Массачусетском технологическом институте), его публикации на английском языке включают статьи в таких периодических изданиях, как Chief Executive, European Management, The McKinsey Quarterly и The Harvard Business Review.
Омаэ является автором и соавтором более сотни книг, посвящённых менеджменту, бизнесу, финансам, образованию, государственным и социальным вопросам. Его первая книга, «Цикл дьявола», вышла в 1973 году, а начиная с 1990 года его книги печатают ежегодно. Помимо этого, Кеничи Омае также переводит на западные бизнес-книги, например, книга “В поисках совершенства” Тома Петерса и Роберта Уотермана в Японии вышла именно в переводе Омае.На русском языке вышли его книга и аудиокнига «Мышление стратега: Искусство бизнеса по-японски» и видеокурс на DVD «Построение успешных стратегий» (с рабочей тетрадью).
Кеничи Омае — создатель модели трёх факторов («стратегический треугольник»), влияющих на успех стратегии компании — Модели 3С.
Согласно Омае, успешный стратег должен фокусироваться на следующих трех факторах:
- Компания (Corporation)
- Клиент (Customer)
- Конкуренты (Competitors)
При построении любой деловой стратегии необходимо принимать во внимание главных игроков: саму компанию, клиентов/потребителей и конкурентов. Каждый из этих трёх стратегических игроков — живой организм с собственными интересами и целями. Вместе они образуют стратегический треугольник.
Д.В.Иванов в своей книге «Постиндустриализм и виртуализация экономики» указывает: «Теперь к трем традиционным концепциям цены можно добавить четвертую, которая хотя еще, может быть, и не достаточно четко артикулирована теоретически, но присутствует в экономической практике:
- Марксизм: цена – функция “объективной” стоимости (императив «реального» производства)
- Маржинализм: цена – функция «субъективной» стоимости (императив потребления)
- Монетаризм: цена – функция меновой стоимости (императив рынка)
- «Виртуализм»: цена – функция образа стоимости (императив «виртуального» производства).
Практическое формирование этой новой концепции зафиксировал японский исследователь Кеничи Омае, который охарактеризовал этот процесс как «главный парадигмальный сдвиг последнего десятилетия». Наблюдая, как в Японии маркированные сельхозпродукты продаются по ценам в несколько раз превышающим цены на того же рода и качества продукты без марки, т.е. без образа, Омае пришел к выводу, что добавленная стоимость создана умелыми и четко направленными усилиями по созданию марки и что эта добавленная стоимость того же рода, что и стоимость добавляемая такими модными домами, как Ив Сен Лоран или Дживанши к, скажем, галстукам, которые сделаны из того же материала и с тем же качеством, что и другие галстуки, но стоят в 5-6 раз дороже.
Поскольку на рынке обращаются образы ценностей потребителя, то еще одной возможностью становится симуляция инноваций. Модификации, не затрагивающие функциональных свойств вещи и не требующие реальных трудозатрат, в виртуальной реальности рекламных образов выглядят, как «переворот», «новое слово» и т. п. Искусная симуляция технологического прогресса позволяет получать «справедливую цену».
Чтобы лучше понять японского стратега – прочитайте книгу Кеничи Омае «Мышление стратега. Искусство бизнеса по-японски», выпущенную издательством «Альпина Бизнес Букс» в 2007 году.