Ф

Глоссарий

Финансовая пирамида | Financial pyramid

Способ организации доходов компании за счёт денег от постоянно привлекаемых новых клиентов. В большинстве случаев, организатор компании-финансовой пирамиды, предлагает участникам сверхвысокие проценты по вкладам, обосновывая это какой-нибудь новой (в реальности утопической) идеей, но в реальности собранные средства используются только для выплат предыдущим участникам, рекламы и дохода организаторов. Первые волны участников, которым выплачиваются обещанные проценты, становятся бесплатными распространителями рекламы и рупором “сарафанного радио”. Причем, в большинстве случаев, они опять приносят свои деньги для получения новых доходов. Первой финансовой пирамидой считается организованная в 1720 году Джоном Ло “Миссиссипская компания”, которая собрала огромные средства с богатых французских промышленников. Самой известной в России пирамидой явилась компания “МММ”, которую организовал Сергей Мавроди, объем ущерба от которой по некоторым оценкам составил порядка 80 млрд. долларов, а число обманутых вкладчиков – около 15 миллионов. Финансовую пирамиду часто ошибочно путают с сетевым маркетингом, хотя последний нацелен на расширение сбытовой сети с помощью вновь найденных продавцов и основан на продаже реальных товаров, а не финансовых инструментов.